Аналитика

Анализ концепции проекта Закона КР «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию»

Аналитика

АНАЛИЗ

концепции проекта Закона КР

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию»



24 февраля 2019 года на официальном сайте Жогорку Кенеша КР был размещен инициированный депутатами Г.Асылбаевой и А.Жээнбековым проект Закона КР «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию» для общественного обсуждения.

Общественный фонд «Правовая Клиника «Адилет» на постоянной основе осуществляет мониторинг законодательных инициатив, затрагивающих права и свободы человека. В этой связи, учитывая, что вышеназванный законопроект предусматривает определенные ограничения для СМИ и иных субъектов распространения различного рода информации, наши юристы провели анализ его концепции на соответствие Конституции КР и международным стандартам прав человека.

I. В первую очередь, следует отметить, что ОФ «Правовая Клиника «Адилет» поддерживает инициативу разработчиков упомянутого законопроекта, направленную на создание безопасной информационной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и подростков, как это указано в справке-обосновании к проекту обозначенного закона.

II. Вместе с тем, следует обратить внимание на отдельные положения законопроекта, несущие в себе определенные риски нарушения конституционно гарантированного права на свободу выражения мнения и свободу СМИ.

Предлагаемое статьей 2 рассматриваемого проекта понятие информационной продукции включает в себя широкий спектр объектов, содержащих определенные данные, включая информацию, размещаемую в сети Интернет. Исходя из справки-обоснования к проекту, регулирование процессов распространения в сети Интернет информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей, является одной из принципиальных целей инициирования данного законопроекта.

III. Одной из наиболее важных правовых норм исследуемого проекта закона является статья 5, согласно которой предлагается установить, что к информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей, а также запрещенной для распространения среди детей, относится следующая информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготовляемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.

Важно отметить о том, что разработанный законопроект не содержит определений указанных понятий, что может на практике привести к серьезным нарушениям права на свободу слова и СМИ. К примеру, представляется неясным, какая продукция будет относиться к информации, отрицающей семейные ценности и формирующей неуважение к родителям. Следует учесть, что гражданами Кыргызстана являются представители различных национальностей, семейные ценности которых могут значительно отличаться.

Кроме того, неизвестно, каким образом информация будет классифицирована в качестве оправдывающей противоправное поведение? Законопроект не раскрывает, какое поведение является противоправным.

В этой связи, учитывая приведенные выше нечеткие формулировки, экспертиза информационной продукции, проведение которой предусмотрено статьями Главы 4 упомянутого проекта Закона, будет обладать необоснованно широкими дискреционными полномочиями по определению различной информации в качестве причиняющей вред здоровью детей, и, следовательно, недопустимой к распространению.

В данном случае имеют место определенные риски нарушений права на свободу слова, гарантированного статьей 31 Конституции КР и статьей 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах1 . Законопроект не содержит положений, обеспечивающих соблюдение принципа соразмерности ограничения фундаментальных прав человека на свободу слова и СМИ, а также недопущения цензуры.

IV. Необходимо также отметить, что Законом КР «О средствах массовой информации» уже предусмотрен запрет на распространение определенной информации, к числу которой относится, в том числе2 :
пропаганда войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям;
 пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, предложений органов и (или) тканей человека, порнографических материалов, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера; информации, направленной на вовлечение потенциальных жертв в торговлю людьми, услуг сексуального характера;
 употребление выражений, считающихся нецензурными;
 распространение материалов, нарушающих нормы гражданской и национальной этики, оскорбляющих атрибуты государственной символики (герб, флаг, гимн);
 посягательство на честь и достоинство личности.

Кроме того, подобный запрет установлен также Законом КР «О телевидении и радиовещании», согласно статье 6 которого не допускается использование телерадиоорганизаций для трансляции программ или их видеосюжетов, способных причинить вред физическому, психическому либо моральному развитию несовершеннолетних и юношества.

В этой связи, следует отметить, что изложенные выше положения рассматриваемого законопроекта дублируют нормы действующего законодательства Кыргызской Республики, запрещающего распространение определенной информации посредством телевидения, радиовещания или размещения в иных СМИ.

Таким образом, основной целью законопроекта выступает регулирование информационного пространства в сети Интернет по вопросам защиты детей от определенной категории информации. При этом, статьей 20 упомянутого проекта закона предлагается установить, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства КР о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, осуществляются соответствующими уполномоченными государственными органами КР. Из этого следует, что одной из целей законопроекта является установление системы государственного контроля за распространением информации в сети Интернет, т.е. ряд государственных органов наделят властными полномочиями по регулированию контента всемирной сети.

V. Возникает также ряд вопросов относительно эффективности предлагаемых мер. Во-первых, полностью исключить распространение запрещенной информации невозможно, учитывая технические особенности доступа к различному контенту в сети Интернет. Во-вторых, поведение детей в значительной степени зависит от поведения их родителей, родственников, членов их сообщества, а также общества, в целом. К примеру, если родители позволяют себе сорить в общественных местах или выражаться нецензурными словами, то их дети будут поступать точно так же. В данном случае уместно привести известную английскую пословицу: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

VI. В справке-обосновании к исследуемому проекту закона указано, что проведение анализа регулятивного воздействия не требуется.

В связи с чем, отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 6 рассматриваемого законопроекта классификация информационной продукции осуществляется ее производителями или распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта или экспертных организаций) до начало её оборота на территории КР.

Частью 1 статьи 11 проекта предусматривается запрет на оборот информационной продукции, причиняющей вред здоровью или развитию детей, а также запрещенной для распространения среди детей.

Согласно статье 14 законопроекта доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) предоставляется операторами связи, оказывающими телематические услуги связи в пунктах коллективного доступа, при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.

Часть 2 статьи 16 исследуемого проекта закона устанавливает, что информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.

Таким образом, целый ряд статей законопроекта накладывает обязанности по выполнению определенных действий субъектами, распространяющими информацию тем или иным образом. Важно отметить, что большое количество таких субъектов являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли. Например, газеты, телеканалы, операторы связи, предоставляющие услуги телевидения и доступа к сети Интернет.

В соответствии со статьей 19 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, подлежат анализу регулятивного воздействия в соответствии с методикой, утвержденной Правительством КР. Анализ регулятивного воздействия осуществляется и обеспечивается разработчиком нормативного правового акта. Проект нормативного правового акта подлежит отклонению в случае непредставления разработчиком обоснования, подготовленного на основе анализа регулятивного воздействия.

Согласно пункту 4 Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства КР от 30 сентября 2014 года № 559 АРВ проводится разработчиком проекта нормативного акта. Результатом проведения АРВ являются аналитическая записка и проект нормативного правового акта, которые отражают наиболее предпочтительный вариант государственного регулирования определенных общественных отношений.

В связи с чем, отмечаем, что в соответствии с приведенными выше положениями законодательства Кыргызстана законопроект должен быть разработан после проведения анализа регулятивного воздействия.

VII. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; правового статуса общественных объединений, средств массовой информации; введения новых видов государственного регулирования предпринимательской деятельности должны подлежать правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной и иной научной экспертизе (в зависимости от правоотношений, на регулирование которых направлен проект нормативного правового акта).

В этой связи, заключения, подготовленные по итогам проведения специализированных видов экспертизы рассматриваемого законопроекта, должны быть приложены до начала осуществления процедур его рассмотрения в Жогорку Кенеше КР.

VIII. По результатам проведенного анализа положений проекта Закона КР «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию» можно сделать вывод о том, что данный законопроект в размещенной для официального обсуждения редакции содержит ряд положений, несущих в себе определенные риски демократическим ценностям правового государства, в том числе, по вопросам надлежащего соблюдения права на свободу убеждений и их свободное выражение.

Изложенные выше рекомендации направляются в качестве предложений в рамках общественного обсуждения согласно статье 22 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» и по итогам их обработки просим предоставить информацию о включении либо невключения их в проект Закона с указанием обоснования принятого решения.

[1] Кыргызская Республика присоединилась постановлением Жогорку Кенеша КР от 12 января 1994 года № 1406-XII
[2] Статья 23 Закона КР «О средствах массовой информации»