Конституция определяет Кыргызскую Республику как независимое, суверенное, демократическое, унитарное, правовое, светское и социальное государство. Под демократией понимается политическая система, при которой верховная власть принадлежит народу. В правовом государстве власть народа реализуется прежде всего посредством выбора представительных органов и высших должностных, а также путем непосредственного участия в управлении государством, в принятии общественно важных решений.
Однако в последнее время государственные органы все чаще выступают с законодательными инициативами, снижающими возможности граждан влиять на принимаемые решения, ограничивающие доступ на получение информации, находящейся в ведении государственных органов, делающие государственные органы более закрытыми и менее подотчетными перед своими гражданами.
Яркими примерами подобного рода инициатив, являются инициативы по ликвидации общественных советов государственных органов (соответствующий проект Закона принят Жогорку Кенешем 25 октября т.г. во втором чтении); продвижение в парламенте изменений в Закон Кыргызской Республики
«О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», которым существенно расширяются возможности проведения закрытых заседаний.
И если указанные законопроекты ограничивают доступ к получению гражданами соответствующей информации, то одна из последних законодательных инициатив не только снизит возможность граждан участвовать в процессе принятия решений, но может привести к коммерциализации государственных и муниципальных услуг и непосредственно отразится на экономическом положении как простых граждан, так и предпринимателей.
Речь идет о проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственных и муниципальных услугах», вынесенном Министерством юстиции Кыргызской Республики на общественное обсуждение. Целью законопроекта является ликвидация Межведомственной комиссии по оптимизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг, как бюрократической и излишней структуры в системе государственных услуг.
Да, безусловно, ликвидация данной комиссии позволит уполномоченным органам более оперативно вносить изменения в реестры государственных и муниципальных услуг. Но в итоге это приведет к тому, что они, не учитывая интересы и потребности общества, по своему усмотрению смогут расширять перечень оказываемых платных услуг, будут произвольно устанавливать тарифы на предоставляемые услуги. А значит существенно возрастут риски необходимости получения очередных справок и документов, и связанных с этим дополнительных временных и финансовых затрат, бюрократии, затягивания решения вопросов.
Не секрет, что государственные органы зачастую думают не о том, как повысить качество оказываемых потребителям услуг, а о том, как на этом заработать и принятие указанного законопроекта создаст для этого все необходимые условия.