Аналитика

Обращение ПК "Адилет" по законодательной инициативе Кабинета Министров КР, в лице Министерства юстиции КР по внесению поправок в кодексы КР

Торага Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики
Мамытову Т.Т.

Уважаемый Талант Турдумаматович,


Правовая Клиника «Адилет» свидетельствует Вам свое уважение и выражает надежду на дальнейшее сотрудничество.
Поводом нашего обращения послужила, законодательная инициатива Кабинета Министров КР, в лице Министерства юстиции КР по внесению поправок в кодексы КР (Уголовный кодекс Кыргызской Республики и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики).
В настоящее время проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Уголовный кодекс Кыргызской Республики и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики)» находится на рассмотрении профильных комитетов Жогорку Кенеша КР.
Так, проектом Закона предлагается не подвергать уголовному преследованию руководителей органов исполнительной власти и их заместителей за допущенные ошибки при принятии ими решений. Исключением из этого правила являются те случаи, когда деяния будут совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Согласно справке-обоснованию к законопроекту, поправки, отраженные в проекте Закона, позволят провести позитивные реформы в вверенных отраслях, а также будут способствовать эффективному выполнению поставленных задач.
Мы выражаем обеспокоенность с связи с указанной законодательной инициативой и считаем он входит в противоречие с Основным законом страны, поскольку законопроектом нивелируются принципы, заложенные в статьях 4 и 24 Конституции КР.
Согласно статье 4 Конституции КР, государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах, в том числе, конституционно-правовой и иной ответственности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц перед народом.
В соответствии со статьей 24 Конституции КР, в Кыргызской Республике все равны перед законом и судом.
Равенство перед законом – это важнейший принцип демократии, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, места жительства, должностного положения и т.д.
Следовательно, данный принцип предполагает равное отношение уполномоченных органов к нарушителям одних и тех же норм. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, должностное положение, власть и прочие обстоятельства стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят судебные акты по делам граждан, должна распространяться на всех граждан.
Однако, несмотря на вышеуказанные принципы, законопроект наделяет полным иммунитетом руководителей органов исполнительной власти и их заместителей от уголовной ответственности как никого другого.
Иммунитет ни в коем случае не должен допускать освобождения обладающего им лица от ответственности за совершенное правонарушение (преступление), в том числе уголовное. В противном случае, данные привилегии, по мимо нарушения принципа равенства всех перед законом и судом, приведут к нарушению конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. В частности, в данном случае, нарушается право, заложенное в статье 29 Конституции КР (каждому гарантируется защита, в том числе судебная, от неправомерного сбора, хранения, распространения конфиденциальной информации и информации о частной жизни человека, а также гарантируется право на возмещение материального и морального вреда, причиненного неправомерными действиями.).
Также, проектом Закона предлагается внести поправки в статью 53 Уголовного кодекса КР, согласно которым, в соответствии с Уголовным кодексом КР не являются преступлением, в том числе, выполнение руководителями органов исполнительной власти и их заместителями своих служебных обязанностей.
В связи с чем, отмечаем, что служебные обязанности руководителя органа исполнительной власти и его заместителей априори не могут быть преступлением, поскольку под термином «служебные обязанности» следует понимать трудовые функции назначенного должностного лица, которые он обязан исполнять согласно установленным нормативным правовым актам Кыргызской Республики или ведомственным актам.
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что в рамках уголовно-правовых отношений все субъекты должны обладать равным статусом и закон должен обеспечивать равенство уголовной ответственности всех лиц, совершивших преступления, считаем дальнейшее продвижение и возможное принятие проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Уголовный кодекс Кыргызской Республики и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики)» противоречащим Конституции Кыргызской Республики.


С уважением,

Директор                                                                   Ч.Джакупова
Ссылка на документ