Парламентские выборы 2015 года в Кыргызстане: вызовы и риски Не прошло еще десяти лет, в которые Кыргызстан пережил две революции и межэтнический конфликт летом 2010 года, а на пороге парламентские выборы, которые намерены провести с применением новых технологий. Однако уже сейчас – почти больше чем за полгода до выборов (они должны состояться в октябре-ноябре 2015 г.) эти технологии вызывают большое беспокойство в обществе и не меньшие сомнения у политиков. Речь идет о биометрике, которую весьма поспешно пытается внедрить правительство Кыргызстана и каждый день рапортует о количестве граждан, которые сдали отпечатки своих пальцев, и регионы, которые они охватили. У кыргызов, совершивших две революции, одна из которых прошла как раз на волне сфальсифицированных выборов (2005 г.), любое сомнение легко воспламеняет революционный дух. Обманутые предыдущими правительствами много раз, они с опаской воспринимают биометрику и ожидают от выборов очередной нестабильности. На самом деле, биометрику во время выборов в мире апробировали только несколько стран – Монголия, Боливия и Венесуэла. Так в Монголии, в стране с населением в 5 миллионов, у граждан собрали отпечатки пальцев и передали их государству. А в день голосования на выборах оборудовали избирательные участки специальными аппаратами, которые считывали отпечатки пальцев, после чего избиратель нажатием в компьютере на лицо нужного ему кандидата, или партию, или закон, - голосует. Избиратель может голосовать где бы он не находился - в другом городе, заграницей. Подсчет голосов дает результат в тот же час. Кажется заманчиво. Но ни Европа, ни США на этакой шаг не пошли и обосновывается это как вопросами безопасности в целом, так и нарушением прав граждан на тайну голосования. И это притом, что речь не шла о сдаче отпечатков пальцев, что носит крайне засекреченную информацию. К примеру, в Монголии чтобы собрать биометрику у 5 миллионов граждан трудились 5 тысяч IT-специалистов. Неужели они все дали подписку о неразглашении госсекретов, и на сколько лет? Первоначально правительство Кыргызстана было намерено создать автоматизированную систему «Государственный регистр населения» с базой данных о различных категориях населения. Позднее было решено совместить это с избирательной системой для получения списка избирателей с их идентификацией по единому адресному регистру. И когда началась компания по сбору биометрических данных у населения, на поверхность всплыло очень много вопросов. Возможно, если бы не предстоящие парламентские выборы – это не имело бы такого общественного резонанса. Кроме технических вопросов, которые были подробно презентованы в Кыргызстане Общественным Фондом «Гражданская инициатива интернет-политики», в частности, как будут храниться биометрические данные в самый пик кибер-атак по всему миру (к примеру, в Эстонии для этого всю базу данных во время выборов хранили в Посольстве другого государства), есть много других нерешенных проблем. Биометрическая регистрация избирателей не прописана ни в одном законе и прежде всего в Конституции, где в статье 2 пункт 4 сказано: «Выборы являются свободными. Выборы депутатов Жогорку Кенеша, президента, депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Правительство Кыргызстана уже сейчас объявило, что те, кто не сдал свои отпечатки пальцев, допущены до выборов не будут. Более того, если они даже сдали свои данные, но разным причинам будут находиться в другом месте или за рубежом, то они точно не смогут проголосовать. Это при том, что в Кыргызстане очень активная внутренняя и внешняя миграция. Неминуемо, что гражданские активисты будут подавать в Конституционную Палату на нарушение их избирательных прав. Что внесет серьезную сумятицу в подготовку предстоящего политического процесса в стране. Итак, если часть населения уже считает, что электронное голосование будет легко сфальсифицировать, то политическая элита, нацеленная участвовать на выборах, не знает еще по каким правилам будут проходить выборы. В парламенте Кыргызстана находится до сих пор четыре не рассмотренных законопроекта о выборах. Серьезные опасения вызывает предстоящее увеличение 10-процентного порога и невозвратного залога (чуть ли не в миллион долларов). Это значительно ограничит конкурентоспособность политических партий. Тем более что эти ограничения предлагаются правящей пропрезидентской коалицией в парламенте. Уже сегодня говорят, что предстоящие выборы готовит администрация президента, правительство, а не Центральная избирательная комиссия, которая теперь не отвечает даже за списки избирателей. Замира СЫДЫКОВА.