Аналитика

Обращение Правовой клиники "Адилет" к президенту КР

Аналитика

Уважаемый Садыр Нургожоевич!


           В последние месяцы руководство Кыргызстана декларирует о непримиримой борьбе с коррупцией, сообщается о громких задержаниях и возмещении сотен миллионов сомов в бюджет государства. Не вдаваясь в детали этой деятельности, в особенности относительно соблюдения принципов верховенства права и всеобщего равенства всех перед законом и судом, считаем важным обратить внимание также на другие проявления коррупции.
           Прежде всего, нужно разобраться, что же такое коррупция? Если говорить простым языком, то по Уголовному кодексу Кыргызской Республики коррупция – это действия нескольких должностных лиц, направленные на незаконное получение или предоставление кому-либо (в том числе, себе) материальных или любых иных благ и преимуществ. Таким образом, коррупция совершается не только путем взяток, это также получение каких-то прав, льгот или преимуществ, по сравнению с общим порядком, установленным для всех людей. К примеру, право на бесплатное лечение тысяч чиновников и членов их семей в Клинической больнице Управления делами Президента и Правительства с комфортными условиями, где работают опытные врачи и нет очередей. Или возможность некоторых чиновников бесплатно проживать в Государственной резиденции «Ала-Арча», которая также находится в ведении Управления делами Президента и Правительства. Однако, эти дополнительные льготы и привилегии оплачиваются всеми кыргызстанцами в виде налогов, которые население обязано уплачивать в государственный бюджет. Затем средства налогоплательщиков из бюджета направляются на содержание пяти государственных резиденций в Бишкеке, Оше, Чолпон-Ате, Джалал-Абаде и Таласе, специальной больницы, детского сада, автотранспортного предприятия, охотничьего хозяйства, строительного предприятия и многих других объектов[1]. Некоторые из перечисленных структур получают определенную прибыль за счет оказания коммерческих услуг, но значительная часть расходов в любом случае оплачивается из государственного бюджета.
           Это и есть самая настоящая коррупция, когда чиновники создают себе комфортные условия жизни за счет народных денег. Высшее руководство республики постоянно заявляет о необходимости сокращения государственного аппарата и расходов на его содержание. В то же время, в декабре 2020 года депутаты Жогорку Кенеша приняли Закон о республиканском бюджете на 2021 год, который был подписан Вами. На основании этого Закона для оплаты расходов Управления делами Президента и Правительства в 2021 году из государственного бюджета было выделено 662 млн. 229 тыс. сомов, что на 8 млн. сомов больше по сравнению с прошлым годом[2].
           В Кыргызстане с каждым годом складывается все более тяжелая социально-экономическая ситуация, существует множество проблем, которые нужно решать в срочном порядке, в том числе, строительство и ремонт школ, дорог, больниц, трансформаторных подстанций, обеспечение населения водой, и много других важных вопросов. Идет существенный спад важных экономических показателей развития. По данным Национального статистического комитета ВВП республики за первые 6 месяцев 2021 года снизился на 1,7%[3]. Отток прямых иностранных инвестиций в январе-марте 2021 года в сравнении с 2020 годом увеличился на 16% и составил 479,1 млн. долларов, превышая уровень притока на 367 млн. долларов[4]. Наблюдается устойчивый рост уровня бедности, который в 2019 году составлял 20,1%, а в 2020 году – 25,3% или 1 миллион 678 тысяч[5]. Всемирный банк прогнозирует увеличение этих показателей в 2021 году до 35%[6], т.е. уже каждый третий кыргызстанец может оказаться за чертой бедности. Непрерывно увеличиваются цены на продукты питания, строительные материалы, топливо, а также другие товары и услуги. Кроме того, особую встревоженность населения вызывает избирательная и непрозрачная деятельность правоохранительных органов под лозунгами борьбы с коррупцией, а также беспрецедентное давление на бизнес.
           Однако, несмотря на все эти обстоятельства, складывается ощущение, что высокопоставленные чиновники соревнуются в выдумывании различных способов усложнения жизни людей. Уважаемый Акылбек Усенбекович скоро поседеет, придумывая новые налоги для населения, которые опять же пойдут на содержание государственных резиденций и автопарка для чиновников. В то же время продолжает расти армия чиновников, имеющих доступ к различным привилегиям, которые оплачиваются налогоплательщиками.
           Мы считаем, что в реалиях сегодняшнего дня необходимо искоренять все проявления коррупции, сокращая различные льготы и привилегии для чиновников, которые оплачиваются за счет средств государственного бюджета.
           Мы надеемся, что это обращение будет правильно воспринято высшим руководством республики, поскольку мы горячо приветствуем и поддерживаем объявленный Вами курс по борьбе с коррупцией. Одним из наиболее изощренных и опасных видов коррупции является политическая коррупция, когда власть путем принятия официальных документов легитимирует для себя различные привилегии. Прошлые политические режимы всегда в большей мере поддерживали правоохранительный блок, выделяя большие средства из бюджета для строительства жилья, повышенных зарплат и пенсий или закрывая глаза на некоторые проступки. Однако, абсолютное большинство населения остро нуждается в поддержке социального сектора, инфраструктуры, энергетики. Новейшая история Кыргызстана наглядно демонстрирует, что, когда у народа заканчивается терпение, силовики не в состоянии защитить политическую элиту, это попросту невозможно. Таким образом, если власть действительно хочет быть народной, она должна доказать, что она близка к народу. Когда дети политической элиты будут учиться в государственных детских садах, школах и университетах, тогда и начнет повышаться качество образования и размеры заработной платы учителей и преподавателей ВУЗов. Когда политическая элита будет лечиться в государственных больницах, тогда и будет улучшаться деятельность системы здравоохранения. Когда политическая элита будет ездить по дорогам без специального сопровождения, тогда и начнет повышаться качество транспортной инфраструктуры. Лишь в этом случае народ будет выступать крепкой поддержкой для власти, а в обществе наступит стабильность, жизненно необходимая для устойчивого развития.
           В соответствии с Конституцией государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Президентом и Жогорку Кенешем, а также открытости органов власти и их должностных лиц, осуществления ими своих полномочий в интересах народа (статья 4). Граждане имеют право участвовать в формировании республиканского и местных бюджетов, а также получать информацию о фактически расходуемых средствах из бюджета (часть 5 статьи 37).Каждый имеет право на получение информации о деятельности государственных органов, а также иных организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов (часть 3 статьи 33). Законом «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» установлено, что подготовка ответа на письменный запрос осуществляется в течение двухнедельного срока. Ответ на запрос должен носить исчерпывающий характер, исключающий необходимость повторного обращения заинтересованного лица по тому же предмету запроса (статьи 10, 11).
           В связи с изложенным, на основании статей 4, 6, 18, 33, 37 Конституции Кыргызской Республики, статей 3-5, 9-12 обозначенного Закона прошу предоставить исчерпывающие ответы на вопросы, изложенные в приложении, включая копии документов.

           Приложение: перечень вопросов и запрашиваемых документов на ___ листах.

           С уважением,

           Директор                                                                                        Ч.Джакупова

Перечень вопросов и запрашиваемых документов.


1.     Предоставить заверенную копию утвержденного Президентом Кыргызской Республики перечня высших должностных лиц органов государственной власти Кыргызской Республики, имеющих право проживания в Государственной резиденции Президента Кыргызской Республики.
2.     Предоставить список должностных лиц органов государственной власти, а также всех иных лиц, которые проживают на территории Государственной резиденции Президента Кыргызской Республики № 1 «Ала-Арча» и других государственных резиденций.
3.     Конкретные размеры денежных средств, предусмотренные в республиканском бюджете на 2020 и 2021 годы для обеспечения проживания высших должностных лиц органов государственной власти, а также иных лиц в Государственной резиденции Президента Кыргызской Республики № 1 «Ала-Арча» и других государственных резиденциях.
4.     Конкретные размеры денежных средств, предусмотренные в республиканском бюджете на 2020 и 2021 годы для Государственного учреждения «Государственная резиденция Президента Кыргызской Республики №1 «Ала-Арча» при Управлении делами Президента Кыргызской.
5.     Конкретные размеры денежных средств, предусмотренные в республиканском бюджете на 2020 и 2021 годы для Государственного учреждения «Государственная резиденция Президента Кыргызской Республики №2» при Управлении делами Президента и Правительства Кыргызской Республики.
6.     Конкретные размеры денежных средств, предусмотренные в республиканском бюджете на 2020 и 2021 годы для Государственного учреждения «Южная резиденция Президента Кыргызской Республики» при Управлении делами Президента Кыргызской Республики.
7.     Конкретные размеры денежных средств, предусмотренные в республиканском бюджете на 2020 и 2021 годы для Государственного учреждения «Государственная резиденция «Джалал-Абад» при Управлении делами Президента Кыргызской Республики».
8.     Конкретные размеры денежных средств, предусмотренные в республиканском бюджете на 2020 и 2021 годы для Государственного предприятия «Государственная резиденция» Таласской областной государственной администрации.
9.     Конкретные размеры денежных средств, предусмотренные в республиканском бюджете на 2020 и 2021 годы для Государственного предприятия «Резиденция полномочного представительства Правительства Кыргызской Республики в Иссык-Кульской области».
10. Предусмотрены ли какие-либо льготы для подведомственных учреждений Управления делами Президента Кыргызской Республики, к примеру, льготы по уплате налоговых и/или таможенных платежей, коммунальных услуг и др.? Если да, то какие именно?
11. Предусмотрено ли проведение мероприятий на территории подведомственных учреждений Управления делами Президента Кыргызской Республики на безвозмездной основе? Если да, то в каких именно случаях и на каком основании?
12. Конкретные размеры денежных средств, уплаченных учреждениями, перечисленными в пунктах 4-9, в качестве налогов с разбивкой по каждому учреждению и видам налогов.
13. Конкретные размеры денежных средств, полученных учреждениями, перечисленными в пунктах 4-9, в качестве оплаты за оказываемые ими услуги коммерческого характера с разбивкой по каждому учреждению.
14. Какие именно мероприятия проводились в учреждениях, перечисленных в пунктах 4-9, в 2020 и 2021 году, которые не были связаны с официальными мероприятиями государственных органов?
15. Конкретное количество транспортных средств, находящихся на балансе учреждений, перечисленных в пунктах 4-9 с указанием их наименований, моделей, года выпуска и с разбивкой по каждому учреждению.
16. Конкретное количество транспортных средств, находящихся на балансеГосударственного учреждения «Автотранспортное предприятие Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики» с указанием их наименований, моделей, года выпуска.
17. Исчерпывающий перечень должностных лиц, которым предоставлены транспортные средства, находящиеся на балансе Государственного учреждения «Автотранспортное предприятие Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики».
18. Конкретные размеры денежных средств, предусмотренные в республиканском бюджете на 2020 и 2021 годы для Государственного учреждения «Автотранспортное предприятие Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики».
19. Конкретные размеры денежных средств, уплаченных Государственным учреждением «Автотранспортное предприятие Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики», в качестве налогов с разбивкой по видам налогов.
20. Конкретные размеры денежных средств, полученных Государственным учреждением «Автотранспортное предприятие Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики», в качестве оплаты за оказываемые услуги коммерческого характера.
21. Исчерпывающий перечень должностных лиц, а также иных лиц, имеющих право на получение различных видов медицинской помощи на бесплатной основе в Государственном учреждении «Клиническая больница Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики».
22. Конкретные размеры денежных средств, предусмотренные в республиканском бюджете на 2020 и 2021 годы для Государственного учреждения «Клиническая больница Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики».
23. Допускается ли предоставление услуг на платной основе Государственным учреждением «Клиническая больница Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики»? Если да, прошу сообщить конкретные размеры денежных средств, полученных данным Государственным учреждением в качестве оплаты за оказываемые услуги.
24. Конкретные размеры денежных средств, уплаченных Государственным учреждением «Клиническая больница Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики», в качестве налогов с разбивкой по видам налогов.
25. Исчерпывающий перечень должностных лиц, а также иных лиц, которым в настоящее время предоставляется государственная охрана.
26. Исчерпывающий перечень должностных лиц, а также иных лиц, которым обеспечивается сопровождение подразделений правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, включая перекрытие автомобильных дорог.
27. Предоставить заверенные копии всех нормативных правовых актов и других документов, регулирующих деятельность указанных выше учреждений, а также содержащих ответы на перечисленные выше вопросы.

           Необходимо отметить, что соответствующих нормативных правовых и иных актов, в которых содержатся ответы на все указанные вопросы, нет в открытом доступе. Однако, подобные документы, включая отчеты о доходах и расходовании бюджетных средств, в обязательном порядке должны находиться в открытом доступе, поскольку расходуются средства налогоплательщиков.

[1] Официальный сайт Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики. – http://www.ud.gov.kg/index.php/ru/.
[2]Приложение № 5 к Закону Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2021 год и прогнозе на 2022-2023 годы». Согласно Приложению № 5 к Закону Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы» в 2020 году на нужды Управления делами Президента и Правительства Кыргызской Республики было предусмотрено 654 млн. 932 тыс. сомов
[3] https://www.akchabar.kg/ru/news/vvp-kyrgyzstana-snizilsya-na-17/
[4] http://kabar.kg/news/ekonomicheskaia-nedelia-kyrgyzstana-14-19.06.21/
[5]https://rus.azattyk.org/a/31302363.html
[6]https://rus.azattyk.org/a/vsemirnyy-bank-prognoziruet-dalneyshiy-rost-bednosti-v-kyrgyzstane/31154963.html