Аналитика

Краткий правовой комментарий к Инструкции «О порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Кыргызской Республики и проверки достоверности подписей в подписных листах

Аналитика
Постановлением ЦИК КР от 17 июня 2017 года №165 была утверждена Инструкция «О порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Кыргызской Республики и проверки достоверности подписей в подписных листах, представленных кандидатами и (или) их уполномоченными представителями» (далее по тексту Инструкция).
В результате проведенного правового анализа Инструкции, были выявлены отдельные положения, которые противоречат действующему законодательству:

1. В пункте 3 и 44 Инструкции указывается, что работу по приему и проверке подписных листов осуществляет Рабочая группа по приему и проверке подписных листов Центральной избирательной комиссии. В пункте 7 статьи 52 КЗ «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР», прямо указано, что подписные листы сдаются в Центральную избирательную комиссию, которая в 10-дневный срок осуществляет проверку достоверности подписей, с привлечением работников регистрационных служб. Однако пункты 66, 67 и 69 Инструкции, в которых указывается, что результатом проверки подписных листов является протокол и заключение Рабочей группы, прямо противоречит требованиям следующего законодательства:
Так, в ст.52 Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» прямо указывается, что проверку достоверности подписей осуществляет ЦИК. Согласно ст.43, 44 данного Закона, решения, затрагивающие избирательные права, принимаются только избирательными комиссиями. Согласно ст.5 Закона «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов», состав ЦИКа состоит из 12 членов. Порядок принятий решений ЦИКом по всем вопросам регламентирован ст.18 данного Закона. Несмотря на указанное, согласно Инструкции, решение по данному вопросу почему-то перекладывается на Рабочую группу. В данном случае, согласно вышеуказанным Законам, решение по результатам проверки подписей должно приниматься членами ЦИКа. Работа же Рабочей группы должна являться внутренней деятельностью, которая должна подготовить заключения, либо проекты решений для ЦИКа. Но никак не окончательные решения в виде протоколов и заключений. Протоколы и заключения Рабочей группы являются документами внутреннего характера, которые не должны создавать юридические права и обязанности либо последствия для участников избирательного процесса. Тем более, действующее законодательство не предусматривает порядок обжалования протоколов и заключений рабочей группы, что противоречит закрепленному в Конституции КР, праву граждан на судебную защиту.

2. В пункте 46 Инструкции указывается, что проверка подписей осуществляется Рабочей группой в 10-дневнй срок. Между тем, согласно ст.52 Закона 10-дневнй срок предоставляется ЦИКу. Указанное означает, что в течении 10 дней именно ЦИК должен проверить и принять соответствующее решение. Соответственно, срок Рабочей группе должен быть отведен менее 10 дней, на основании работы которой затем принимается решение ЦИК, т.к. ЦИК как контролирующий орган, должен иметь возможность удостоверится в правильности заключения рабочей группы, если ее результаты вызывают обоснованные сомнения.

3. Незаконным ограничением является установка пунктом 48 Инструкции 20-процентного порога подписей, которые подлежат случайной выборке. Этот процент в дальнейшем, согласно пункту 65 Инструкции, будет являться арифметическим значением для определения всего количества недействительных подписей. Таким образом, исключается возможность добора необходимого количества подписей из непроверенных листов. Используемый метод определения арифметического значения количества недостоверных подписей характеризуется крайне низкой точностью. В данном случае, ЦИК КР должен предусмотреть механизмы, позволяющие определить точное количество действительных подписей, проверка должна проводится как минимум до достижения требуемых законодательством 30 000 действительных подписей.

4. Пункт 52 Инструкции, во избежание споров и недоразумений должен быть четко регламентирован, в части сроков, порядке и способов извещения представителей кандидатов о времени проведения проверки подписных листов. 

5. В пунктах 58 и 59 Инструкции, перечислены подпункты оснований для признания недостоверности либо недействительности подписей. Отдельные подпункты могут быть установлены только соответствующими специалистами-почерковедами. Соответственно необходимо прописать, что отдельные пункты проверяются обязательно с привлечением сертифицированных специалистов, экспертов ГСЦЭ, с составлением заключения. Кроме того, необходимо регламентировать порядок составление указанного заключения.

6. Проверка подпункта (пункт 59) о проверке подписей, собранных в местах и во время выдачи заработной платы и иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи, а также в местах, где сбор подписей запрещен, выходит за рамки полномочий Рабочей группы. Данную проверку могут провести только правоохранительные органы, которые имеют соответствующие полномочия. В связи с чем, необходимо указать что данный подпункт можно применить лишь на основании результатов проверки, проведенной правоохранительными органами. В данном случае решение о нарушении порядка сбора подписей должно приниматься ЦИК, на основании проверки проведенной правоохранительными органами, но никак не рабочей группой, которая не обладает такими полномочиями.

7. Постановлением ЦИК КР от 17 июня 2017 года №165 помимо Инструкции, была утверждена Форма подписного листа, которая содержит следующие графы: ФИО; Число, месяц и год рождения; Адрес местожительства; Серия и номер паспорта, телефон; Дата внесения подписи; Подпись.

Считаем графу в которой указывается серия и номер паспорта излишней и противоречащей законодательству. Согласно п.7 Закона КР «Об информации персонального характера», предусматривает обязательное согласие гражданина на сбор его персональной информации, однако ни Инструкция, ни Форма подписного листа не содержат информации о получении этого согласия. Часть 2 статьи 21 этого же закона, содержит целый ряд требований по обеспечению безопасности использования и сбора персональных данных, однако большинство из этих требований не соблюдено в инструкции. Таким образом указание серии, номера паспорта и телефона является излишним. 

Кроме того, необходимо уточнить графу Адрес места жительства, т.к. под этим понятием может подразумеваться как временное место жительство, так и постоянное. В целом наличие требований указывать серию и номер паспорта, а также номер телефона, крайне затруднит кандидатам процедуру сбора подписей. Учитывая тот факт, что сбор подписей будет осуществляться частными лицами, граждане будут обоснованно опасаться за сохранность своих персональных данных и получить поддержку будет крайне затруднительно.

Учитывая вышеизложенное, Инструкцию необходимо доработать и привести в соответствии с действующим законодательством.