Аналитика

Обращение к торага ЖК КР и к Председателю Кабинета Министров КР

Ссылка на документ
Исх.№ _______
«___»____________ 2022 г.

Торага Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики
Мамытову Т.Т.


Председателю Кабинета Министров Кыргызской Республики
Жапарову А.У.


Уважаемый Талант Турдумаматович,

Уважаемый Акылбек Усенбекович,


Правовая Клиника «Адилет» свидетельствует Вам свое уважение и выражает надежду на дальнейшее сотрудничество.
Настоящим письмом, выражаем обеспокоенность законодательными инициативами, выдвигаемыми в последнее время в публичном пространстве депутатами Жогорку Кенеша КР и Кабинетом Министров КР, а также призывами к пересмотру законодательства, которые носят абсолютно неконституционный характер.
Как известно, в нашей стране, как и в любом сувереном государстве имеется основной закон, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан – это Конституция Кыргызской Республики.
Конституция Кыргызской Республики обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. Следовательно, все имеющееся законодательство страны должно базироваться исключительно на Конституции КР.
В статье 6 Конституции КР четко указано, что конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты принимаются на основе Конституции.
Статья 4 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» гласит, что Конституция - нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы, и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений, создающий правовую основу для принятия законов и других нормативных правовых актов.
Однако, несмотря на вышеуказанное, очень печалит тот факт, что инициируемые поправки в законодательство Кыргызской Республики, а также отдельные призывы к пересмотру законодательства несут в себе угрозы абсолютного нивелирования принципов, заложенных в Конституции Кыргызской Республики.
К примеру, законодательная инициатива депутата Жогорку Кенеша КР Жусупбек Когонбай уулу по внесению поправок в Закон КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» предлагающая сократить месячный срок общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов до 15 календарных дней, противоречила нормам части 2 статьи 2, части 1 статьи 5 Конституции КР.
Инициатива Кабинета Министров КР (Министерства юстиции КР) относительно поправок в кодексы КР (Уголовный кодекс Кыргызской Республики и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики), которыми предлагается не подвергать уголовному преследованию руководителей органов исполнительной власти и их заместителей за допущенные ошибки при принятии ими решений, - противоречит нормам статей 4, 24 и 29 Конституции КР.
Еще одним примером является предложение депутата Жогорку Кенеша КР Шайлообека Атазова на заседании от 9 июня 2022 года, согласно которому кыргызстанки в возрасте 18-20 лет смогут выезжать за пределы страны только в сопровождении своих родителей или только после замужества. Данное предложение было озвучено депутатом несмотря на то, что в действующей Конституции говорится, что гражданин Кыргызстана, имеет право свободно выезжать за пределы республики и беспрепятственно возвращаться (статья 31 Конституции КР). Тем более, если это касается гражданина, достигшего совершеннолетия. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 24 Конституции КР, в Кыргызской Республике мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Также согласно абзацу второму части 1 статьи 24 Конституции КР, никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.
К сожалению, таких примеров множество и этот список можно продолжать еще долго.
Данные факты говорят о том, что отдельные депутаты и представители государственных органов продвигают узковедомственные, а, возможно, и личные интересы, которые прямо противоречат Конституции КР, действующей законодательной базе, международным стандартам прав человека, принципам верховенства права, а также элементарной логике.
Эти факты также свидетельствуют о низком уровне профессионализма, и понимания нормотворческих процессов. В настоящее время отсутствует гармонизация и системность законодательства. Мы видим очень часто, что нормы одних законов противоречат другим, либо Конституции КР, как отмечалось выше.
В свою очередь, такие законодательные инициативы будоражат общественность, поскольку низкая правовая культура, правовой нигилизм, незнание основ конституционного строя лицами, занимающими ключевые позиции в системе государственного управления, приводит к разрушению правового государства, то есть разрушению того, к чему мы стремимся уже на протяжении более 30 лет с периода обретения независимости нашего государства.
Уместно напомнить, что стабильное законодательство является залогом устойчивости государственной власти, поэтому к любым изменениям нужно относиться с осторожностью, качественно прорабатывать и вносить точечные поправки лишь в тех случаях, когда есть реальная необходимость. Законы устанавливают обязательные правила поведения для всех представителей общества, включая полномочия органов власти и порядок их исполнения. Каждое несправедливое, необоснованное и непродуманное решение, принятое представителями власти в виде некачественных законов, будет вносить свой вклад в общую массу социального недовольства и, как следствие, общественно-политической напряженности в целом.
Профессиональный и интеллектуальный потенциал субъектов законодательных инициатив падает все ниже и оставляет желать лучшего. Отношение к законопроектной работе должно быть более ответственным. И пока мы не преодолеем интеллектуальную деградацию, правовой нигилизм еще долго будет пребывать в обществе.
В связи с чем, в целях взращивания интеллектуального творческого потенциала субъектов законодательных инициатив, а также, эскалации обострения общественно политической ситуации, предлагаем депутатам Жогорку Кенеша КР и членам Кабинета министров пройти правовые курсы по основам конституционализма.


С уважением,

        Директор                                                           Ч.Джакупова