Аналитика

Цифровой Кыргызстан: на пути становления передового цифрового государства

Актуальное
Цифровизация, о которой в мире заговорили еще в 90-х годах ХХ века, пробирается во все сферы человеческого существования. В особенности это касается государств, признающих себя идущими в ногу со временем и не желающими отставать в этой индустриальной революции Новейшего времени.

Уже сложно представить дальнейшее развитие человечества вне цифровизации. Цифровые технологии сегодня активно влияют на экономический рост, тем самым давая толчок для построения и развития так называемой цифровой экономики государств. В сфере государственного управления блага цифровизации сейчас не только упрощают процесс взаимодействия государственных структур с гражданами, но также позволяют облегчить и более организованно подойти к системе оказания государственных услуг, автоматизации и ускорению сотрудничества между самими государственными органами. В конечном итоге, это отражается на качестве работы всего государственного аппарата и демонстрирует более эффективные показатели в области государственного управления.

Цифровизация уже на данном этапе своего развития достаточно глубоко проникла в сферу ведения бизнеса, предоставив огромный диапазон технических и коммуникационных возможностей предпринимателям из самых различных областей, тем самым расширив их потенциал до небывалых масштабов. И, конечно же, нельзя не упомянуть про социальную и культурную сферу общественных отношений, где цифровые технологии активно применяются в области здравоохранения, образования, строительства, культурно-развлекательной сфере. А благодаря возникновению и постоянному совершенствованию такого феномена как искусственный интеллект количественные и качественные показатели производительности труда растут в геометрической прогрессии. Стоит ли говорить о том, что образ жизни людей изменился до неузнаваемости и уже вряд ли может вернуться в прежнее русло.

Вместе с тем, нужно признать, что цифровое развитие любого государства не может происходить как само собой разумеющийся процесс, оно требует создания определённых благоприятных для такого развития факторов и условий. Прежде всего, эти факторы включают в себя такие важные для развития элементы, как строительство современных и адаптивных государственных институтов, инвестиции в человеческий капитал, поощрение научно-исследовательской деятельности и инноваций в бизнесе, консолидация деловой среды, а также широкомасштабную образовательную и просветительскую работу среди широких слоев населения, особенно в сельской местности, для разъяснения возможностей и преимуществ использования цифровых технологий.

Одним из наиболее важных условий на пути к цифровой трансформации государства выступает строительство инфраструктуры высокого международного уровня. Такой уровень должен позволить обеспечить не только всеобщий доступ к Интернет-ресурсам на всей территории страны, но также и гарантировать качественное, надежное и недорогое соединение государства с глобальными сетями и магистралями передачи данных.

На сегодняшний день можно уверенно полагать, что Кыргызская Республика достаточно решительно движется по пути создания прочного фундамента для цифровой трансформации, включающей все вышеупомянутые процессы.

Помимо всего прочего, одним из наиболее важных и эффективных элементов цифровизации государства является создание гибких механизмов разработки и обновления нормативной правовой базы в данной области, поскольку без правового вмешательства государства невозможно построить правильный систематизированный процесс цифровизации в любом правовом государстве.

Кыргызстаном на пути регулирования процесса цифровизации был принят ряд документов, начиная от различных законов, так или иначе затрагивающих данную сферу, и заканчивая специально разработанными стратегиями и концепциями по постепенной цифровой трансформации страны. В поисках наиболее комфортного и эффективного варианта нормативного регулирования цифровых правоотношений Кыргызстан сделал выбор в пользу кодификации уже имеющихся законов с внедрением новых норм и правил, которые законодательству нашей страны на данном этапе еще не были знакомы.

Таким образом, для достижения основной цели правового регулирования данной области - создания благоприятных правовых условий для защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве, развития цифровой экономики, а также повышение инвестиционной привлекательности страны – было принято решение о разработке проекта Цифрового кодекса, который, выступая единым нормативным правовым актом, объединяющим все цифровые нормы воедино, отличался бы удобством, практичностью и эффективностью в процессе правоприменительной деятельности как для государственных органов, так и для рядовых граждан и бизнес-сообществ.

Итак, что же представляет собой проект Цифрового кодекса.

Прежде всего, нужно отметить, что Цифровой кодекс не является попыткой заменить существующие в Кыргызстане законы и подзаконные акты, затрагивающие цифровые правоотношения. Данный документ преследует цели гармонизировать существующие и еще актуальные на сегодняшний день нормы действующего законодательства с теми правилами, которые являются абсолютным новшеством для нашей правовой системы. Такой синергический подход, скорее, продиктован необходимостью, связанной с постоянным и стремительным развитием цифровых технологий и связанных с ними общественных отношений, а также угрозами и рисками нарушения прав и интересов человека в процессе такого развития.

Структура документа достаточно понятна и соответствует классическому пониманию кодифицированных актов: Кодекс состоит из Общей и Особенной частей и в общей сложности включает в себя 196 статей, в том числе достаточно объемный понятийный аппарат.

В основу написания данного акта легло множество международных документов и стандартов, которые на протяжении нескольких лет достаточно успешно применяются на практике в западных странах. Среди них следует особо выделить следующие:

· Общий регламент защиты данных (GDPR), который выступает сводом предписаний для всех участников работы с персональными данными в Европейском Союзе, в особенности субъектов, осуществляющих сбор и обработку данных пользователей Евросоюза в сети Интернет;

· Типовые законы ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (1996 г.), об электронных подписях (2001 г.), об электронных передаваемых записях (2017 г.), специально разработанные как базовый законодательный акт, в котором были прописаны основополагающие принципы недискриминации, технологической нейтральности и функциональной эквивалентности, которые обычно рассматриваются в качестве основных элементов современного цифрового права;

· Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах (Нью-Йорк, 2005 год);

· Восемь руководящих принципов цифровой трансформации сектора здравоохранения (PAHO/EIH/IS/21-0004) и другие международные нормативы.

Проект Цифрового кодекса вбирает в себя положения пяти действующих Законов Кыргызской Республики, включая Законы «Об электронном управлении», «Об электронной подписи», «О биометрической регистрации граждан», «Об информации персонального характера» и «Об электрической связи», а также около ста инструкций, положений и порядков, касающихся «аналоговой среды».

Новшеством для правовой системы Кыргызстана является введение понятия объекты цифрового права или объекты цифровых правоотношений. При этом, нововведением выступает как само понятие «объект цифрового права», так и те вещи и блага, которые будут признаваться такими объектами. Так, проект Кодекса выделяет следующие объекты цифровых прав:

- прежде всего, это определенная информация, или так называемые цифровые данные (включая персональные данные), цифровые записи (в том числе в виде цифровых документов) и цифровые ресурсы;

- система обслуживания цифровой среды - цифровые сервисы и цифровые экосистемы (совокупность цифровых систем, цифровых ресурсов и цифровых сервисов);

- непосредственно сами устройства по обработке данных, то есть цифровые технологические системы, в том числе центры обработки данных и телекоммуникационные сети;

- инфраструктура, к которой относятся земли, здания, строения, сооружения и иные аналогичные объекты в части доступа к ним владельцев цифровых технологических систем.

Что касается субъектов цифровых правоотношений, то в зависимости от того, на какие из выше обозначенных объектов у субъекта есть правомочия и какие функции в цифровой среде они выполняют, Цифровой кодекс выделяет восемь таких субъектов. Однако, особого внимания в первую очередь заслуживают такие субъекты цифрового пространства как пользователь и принципал данных. Пользователем выступает субъект цифровых правоотношений, запрашивающий или осуществляющий доступ к цифровым записям, цифровым ресурсам, цифровым сервисам. Фактически любой из нас, кто так или иначе применяет в своей жизни блага цифровизации, выступает пользователем в цифровой среде.

То же самое можно сказать и о принципале данных, субъекте цифрового права, к которому относятся те или иные цифровые данные. Каждый из нас может выступать принципалом, когда в отношении нас или наших данных осуществляется сбор, хранение или обработка. Наиболее ярким примером может служить сбор и обработка персональных данных государством в отношении своих граждан.

Еще один важный субъект в цифровой среде – это обработчик, та самая фигура, которая на основании договора или правового акта осуществляет сбор, запись, организацию, структурирование, накопление, хранение, адаптацию или изменение, загрузку, просмотр, использование, распространение, обмен или иной вид предоставления доступа, сопоставление или комбинирование, сокращение, удаление или уничтожение цифровых данных. Обработчик – своего рода исполнитель поручений заказчика, которым может выступать как представители государственной власти, так и частные субъекты, включая бизнес-сообщества.

Говоря о других новшествах, которые вводит Цифровой кодекс, нельзя не упомянуть непосредственно о цифровых правах как о новой категории прав человека. Этой теме посвящено немало исследований и научных статей: одни авторы определяют цифровые права как традиционные естественные права в новом обличии, другие – превозносят эти права до абсолютно новой неизвестной человечеству ранее категории прав человека.

Однако, в рамках данного исследования мы не будем углубляться во все аспекты понимания смысла и происхождения цифровых прав и уделим внимание тем правам человека, которые уже определены законотворцами Кыргызстана как цифровые права.

Итак, цифровые права человека согласно представленному общественности проекту Цифрового кодекса, включают в себя следующие права, реализуемые в цифровой среде субъектами цифровых правоотношений: право на доступ к цифровым данным; право создавать, распространять и использовать цифровые данные, обрабатывать их любым способом, не запрещенным законом; право обладать цифровыми правами на созданные или полученные иным образом объекты в цифровой среде; право создавать цифровые сообщества и участвовать в определении их правил; право определять свою идентичность (в том числе путем указания имени, наименования, иных идентификаторов); право на выход из любого цифрового сообщества с возможностью удалить любые данные, относящиеся к их идентичности в рамках цифрового сообщества.

Как мы можем видеть, основной признак, который позволяет выделить указанные права в категорию цифровых прав – это цифровое пространство, за пределами которой их реализация не представляется возможной.

Наиболее примечательным является тот факт, что перечень цифровых прав, представленный в Кодексе, не является исчерпывающим. Многие могут принять такое решение разработчиков за недоработку или незавершенность документа. Однако, на наш взгляд, та скорость, с которой развивается цифровизация и только-только зарождающееся цифровое право, являются первопричиной такого намеренного сохранения в документе определенных пробелов или «лазеек», которые в скором будущем обязательно будут дополняться или изменяться. И это касается не только перечня цифровых прав, но также и всех других положений Кодекса. Вполне вероятно, что несмотря на новизну данного нормативного акта, к примеру, список субъектов или объектов цифровых правоотношений будет необходимо пополнить абсолютно новыми фигурами или предметами уже к моменту принятия документа. Как выше уже было отмечено, такие прогнозы основаны на столь стремительном и активном развитии цифровизации во всем мире.

Таким образом, все вышеизложенное может свидетельствовать только об одном - разработка и принятие Цифрового кодекса послужат гармонизации действующих в стране нормативных правовых актов, регулирующих общественные правоотношения в цифровой среде, а введение единого понятийного аппарата «цифровых» терминов и определений, установление целей и задач принятия единого документа позволят обеспечить целостность правового регулирования цифровой среды и взять правильный курс для дальнейшего развития цифрового законодательства. При этом, важно учитывать, что все указанные действия должны преследовать прежде всего цели эффективной защиты прав и интересов человека, при чем, не только возникающих в цифровой среде, но и общепризнанных традиционных прав и свобод.

Стоит также отметить, что проект Цифрового кодекса с момента начала разработки выступает объектом пристального внимания мирового сообщества. После доработки и представления в открытых источниках на всеобщее обозрение проект Кодекса получил очень высокую оценку Рабочей группы IV ЮНСИТРАЛ, а международными экспертами была отмечена его уникальность и прорывное значение для развития цифровой экономики. Такая высокая оценка еще раз подтверждает правильно выстроенную концепцию и высокий уровень качества документа, что дает основания полагать, что Кыргызстан уже на протяжении нескольких лет уверенно движется к цифровой трансформации и держит верный курс на пути к обретению статуса передового цифрового государства.