г. Бишкек, 8 сентября 2022 года
Настоящий анализ открыт для государственных, правоохранительных, судебных органов, органов местного самоуправления, международных, неправительственных, правозащитных организаций, СМИ, гражданских активистов, практикующих юристов, студентов учебных заведений, а также всех иных заинтересованных лиц.
В связи с высокой важностью положений Указа Президента Кыргызской Республики «О созыве Народного Курултая», а также во избежание некорректного цитирования, способного привести к неверному понимаю содержания настоящей работы, при использовании анализа следует указывать ссылку на ОФ «Правовая Клиника «Адилет» (http://www.adilet.kg/).
По вопросу регламентирования процедур созыва и порядка деятельности Народного Курултая Кыргызской Республики на уровне Указа Президента.
Издание и вступление в силу Указа ПрезидентаКыргызской Республики
«О Народном курултае» (далее – Указ Президента),устанавливающего статус Народного Курултая и его временную процедуру созыва и регламентирования порядка деятельности до законодательного урегулирования, вызвало предсказуемую обоснованнуюкритику депутатов Жогорку Кенеша КР и юридического сообщества в публичном пространстве.
Следует отметить, что статус Народного Курултая закреплен в Основном законе Кыргызской Республики. Так, легитимация данного органа в соответствии
со статьей 7 Конституции Кыргызской Республики должна быть обеспечена путем принятия конституционного Закона.
Однако, вопреки установленным конституционным нормам, Указом Президента регулируется порядокорганизации и осуществления деятельности Народного курултая, что прямо противоречит нормам Конституции КР и законодательству КР.
2. По вопросу соответствия проекта Указа Конституции Кыргызской Республики.
Основополагающий конституционный принцип гарантирует, что государственная власть основывается на принципах разделения ее на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия, а также разграничения полномочий и функций государственных органов (статья 4 Конституции КР).
Общеизвестный факт, что без разделения властей и соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов. Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, состоит в распределении власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.
Вместе с тем, утверждение Указом Президента Временного Положения о Народном Курултае, порядок организации и деятельности которого должен регламентироваться конституционным законом, является вмешательством в установленную Конституцией КР систему разделения властей и ставит под сомнение реализацию конституционных постулатов, гарантирующих реальный доступ народа Кыргызстана к управлению делами государства и общества.
Таким образом, изначально незаконный созыв Народного Курултая чреват дальнейшими плачевнымипоследствиями, такими как незаконная организациядеятельности данного органа, легитимность его полномочий и действий, что в целом может нивелировать значимость института общественно-представительного органа, призванного обеспечить участие всех граждан в принятии и обсуждении решений по вопросам, имеющим общегосударственное значение.
3. По вопросу соответствия Указа Президента требованиям Закона КР
«О нормативных правовых актах Кыргызской Республики».
Иерархия нормативных правовых актов Кыргызской Республики, установленная в статье 4 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» (далее - Закон КР «О НПА КР»), определяет место и предназначение всех видов нормативных правовых актов.
Так, согласно вышеуказанному Закону конституционный Закон – нормативный правовой акт, принимаемый Жогорку Кенешем КР в установленном Конституцией КР порядке и по определенным ею вопросам. Указ Президента - нормативный правовой акт, издаваемый Президентом КР и соответствующий требованиям, указанным в Законе КР «О НПА КР».
Вместе с тем, не допустимо регламентировать вопросы, отнесенные к конституционному Закону, на уровне нормативного правового акта в виде Указа.
Раннее, в публичном обращении ОФ ПК «Адилет» к депутатам Жогорку Кенеша КР уже отмечалось, что систематическое игнорирование установленных процедур принятия законов будет отражаться на уровне их легитимности, а в последующем и на уровне легитимности решений, принимаемых не только Парламентом, но и другими органами власти. В конечном счете это будет подрывать доверие общественности к институту государственной власти в целом.
В данном случае, вышеуказанные нарушения несомненно приведут к дисбалансу соотношения нормативных правовых актов и юридической силынормативного правового акта, являющейся егохарактеристикой, определяющей обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Также следует учитывать, что в Законе Кыргызской Республики
«О нормативных правовых актах Кыргызской Республики, определяющем основополагающие правила разработки и продвижения проектов нормативных правовых актов, инициируемых всеми субъектами законодательной инициативы, в том числе и Президентом, отсутствует институт регулирования общественных отношений подзаконными актами «до законодательного урегулирования».
Кроме того, принятие нормативного правового акта, противоречащего нормам Конституции Кыргызской Республики, как уже свершившийся факт, вызывает вопросы, был ли соблюдены на стадии разработки данного Указа процедуры, установленные в соответствии с требованиями Закона КР «О НПА КР»: общественного обсуждения, согласования с заинтересованными органами, специализированные виды экспертиз и т.д.
Важно подчеркнуть, что Президент является главой государства, высшим должностным лицом и является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
В связи с чем, мы в очередной раз напоминаем, что решения всех органов государственной власти, в первую очередь Президента, должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией Кыргызстана и гарантировать неукоснительное соблюдение принципов верховенства права.