Аналитика

Биометрический паспорт – панацея от всех болезней государства?

Новости
На протяжении уже долгих лет наши государственные «мужи» ломают умы и придумывают различные методы борьбы с хроническим недугом государства – коррупцией. Насколько им это удается, вопрос не для этой статьи.

Сегодня же хочу рассказать о новом тренде – биометрических паспортах, который обсуждается с самого начала 2016 года на разных уровнях власти, в СМИ и даже среди простого населения выращивающих скот и зерновые в далеких селах. Государственные деятели возлагают на них большие надежды в развитии государства и борьбе с коррупцией. Населению будут созданы комфортные условия при получении государственных услуг посредством этих документов, только, боюсь, они еще не в курсе всего этого.

В 2015 году нас, благополучно, оцифровали и это, видимо, нужно принять уже как свершившийся факт. Как проходил сам процесс сбора биометрических данных у населения – все помним. Лично для меня было тяжело понять сей процесс, который постоянно вызывал у меня вопросы: «для чего?» и «что дальше?». Если на первом этапе продемонстрировали «для чего?», то сейчас, думаю, как раз время поразмышлять на досуге «что дальше?».

Отдельные чиновники тогда высказывались о том, что «сбор необходимых данных биометрии является стратегическим вопросом для построения «сильного, безопасного и современного Кыргызстана».

Так вот, во втором акте для обеспечения всего вышеуказанного решено внедрить новые модели паспортов, как внутреннего, так и заграничного - с биометрическими данными. Внутренний паспорт (или ID карта), исходя из информации в СМИ, будет иметь дополнительные возможности, он нам заменит водительское и пенсионное удостоверения, банковскую и медицинскую карты. Не надо будет больше бежать, стоять в очередях, заискивать, просить, давать на «лапы». Одним словом – заживем!

Справедливости ради надо сказать, что мы не передовые в этом процессе, во многих странах практикуют сбор биометрических данных населения. Но только не для создания на государственном уровне базы биометрических данных населения, а для включения этих биометрических данных в чип паспортов – для точной идентификации человека.  
Так ли страшен серый волк?

Биометрическая идентификация - общий термин, используемый для описания автоматизированных средств распознавания человека путём измерения его отличительных физиологических или поведенческих черт.
Для информации хочу отметить, что еще в 2005 году 188 тогдашних Договаривающихся государств ИКАО (Кыргызстан в том числе) утвердили новый стандарт (DOC 9303), согласно которому все из них не позднее 2010 года должны начать выдавать машиносчитываемые паспорта (МСП) с чипами бесконтактной интегральной схемы. Это должно было обеспечить ускоренную автоматическую проверку документов на подлинность и принадлежность своему владельцу. В свою очередь это существенно повышает эффективность пограничного контроля, а также точность идентификации предъявивших их лиц. В чипе хранится основная информация о владельце документа, а именно: 
– данные со страницы данных МСП (ФИО, дата рождения, срок действия документа и т.п. информация); 
– биометрические характеристики владельца паспорта: как минимум изображение владельца паспорта в цифровой форме, а по усмотрению конкретного государства – и оцифрованные отпечатки пальцев рук и (или) фото радужной оболочки глаза. 
Вся информация защищена с помощью специальной шифровальной технологии. 
Здесь необходимо отметить что эти МСП являются проездными документами и речь идет о предотвращении нелегального пересечения границ, борьбе с экстремизмом и терроризмом. 

Кот в мешке
Вернемся к нашему «модному» тренду 2016 года. Так вот, до конца 2016 года у нас будет внедрен новый документ удостоверяющий личность. С биометрическими данными. Плюс бонус - привяжут вышеперечисленные государственные услуги. А как эти услуги дойдут до населения при отсутствии инфраструктуры? Насколько эти государственные учреждения готовы к новшеству? Как все эти государственные учреждения будут взаимодействовать между собой? Как информация будет считываться с документа при отсутствии единой базы данных – регистра населения? Кто будет контролировать сам процесс? И кто будет нести ответственность перед человеком при утере его/ее биометрических данных? Все эти вопросы требуют четких ответов, которых, к сожалению, у нас нет. 
Семь раз - отмерь, один раз – отрежь
Изучая данный вопрос были перелопачены кучи документов, просмотрены успешные и не очень практики других стран, проведены переговоры с независимыми экспертами. Стало понятно - хотим объять необъятное. Собираемся покорять космос, не имея ни ракету, ни космодрома. Все надеемся – помогут! Вопросы относительно экономической возможности государства, о целесообразности, практичности, легкости и удобстве обращения с документом отошли на второй план. Танцует всех «политика». И чтобы не получилось «хотели как лучше, а получилось как обычно» делимся своими наблюдениями, на которые считаем необходимо обратить прежде особое внимание:
  • Чем больше возможностей ID карты, тем больше расходов на инфраструктуру;
  • И, чем проще ID карта, тем легче подготовить инфраструктуру для ее обращения; 
  • Вначале необходимо работать над развитием инфраструктуры. Поставщик программного обеспечения не имеет отношение к развитию инфраструктуру. Из чего следует понять - то, что будет разработано и поставлено поставщиком, быть может, не будет работать на практике; 
  • В мире нет 2-х одинаковых систем персонификации человека, в каждом случае она индивидуальна и это связано с дизайном и внутренним составляющим. А это обозначает что нет универсальной техники, считывающей необходимую информацию;  
  • Необходимо обдумать весь процесс целиком – от выпуска ID карт и до момента их использования. Покупка процесса выпуска не гарантирует процесс интеграции; 
  • Все услуги включенные в ID карту должны уметь «разговаривать» между собой; 
  • Чем больше информации в чипе, тем выше риск связанный с безопасностью данных; 
  • Внедрение ID карт включающей различные услуги при отсутствии инфраструктуры приведет к блокированию услуг в дальнейшем. Результат – население получить ID карты с «модным чипом» которые в реальности бесполезные и затратные; 
  • Практика других стран показывает: выпускает ID карту одно учреждение, за использование и предоставление услуг отвечают другие. При отсутствии согласия между учреждениями документ теряет актуальность и не будет использоваться в обществе по своему назначению; 
  • Вся жизнь на одной карте – это плохая идея; 
  • Должна быть строгая иерархия баз данных. Сначала должна формироваться собственная база данных граждан - регистр населения, к которому будут привязаны другие регистры (транспорта, недвижимости и т.д.). ID карта же будет служить электронным идентификатором личности и «ключем» для получения государственных и других услуг; 
  • Для использования биометрических данных человека обязательно необходимо его согласие.
И главное, на что необходимо обратить внимание при запуске этого процесса – это вопрос доверия граждан. Государству прежде необходимо получить доверие своих граждан, так как вопросы доверия важнее чем технические вопросы и возможности этих документов. А для этого необходимо протестировать процесс и механизм, научиться использовать документ на практике и только после начать процесс совершенствования (в качестве примера: в Грузии на практике были выпущены 2 млн. ID карт из которых только 300 штук находятся в использовании у населения. Психологический фактор о возможности вмешательства государства в личную жизнь отдельного человека и отсутствие доверия между государством и населением разрушил целый процесс. И это, не смотря на совершенство технической части ID карт и обеспечения безопасности). 
Чолпон Бабалиева, ОФПК "Адилет"