АНАЛИЗ
проекта Закона Кыргызской Республики
«О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики
«О кооперативах»
(опубликован на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики
http://koomtalkuu.gov.kg 11 августа 2022 года)
г. Бишкек, 23 августа 2022 года
Настоящий анализ открыт для государственных, правоохранительных, судебных органов, органов местного самоуправления, международных, неправительственных, правозащитных организаций, СМИ, гражданских активистов, практикующих юристов, студентов учебных заведений, а также всех иных заинтересованных лиц.В связи с высокой важностью положений проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О кооперативах», а также во избежание некорректного цитирования, способного привести к неверному понимаю содержания настоящей работы, при использовании анализа следует указывать ссылку на ОФ «Правовая Клиника «Адилет» (http://www.adilet.kg/).
11 августа 2022 года на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики (http://koomtalkuu.gov.kg) был опубликован проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О кооперативах». В качестве инициатора проекта постановления КР выступает Министерство юстиции Кыргызской Республики.
Согласно части 2 статьи 22 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» общественное обсуждение проекта нормативного правового акта обеспечивается нормотворческим органом путем принятия, рассмотрения и обобщения предложений, поступающих от участников общественного обсуждения. По результатам общественного обсуждения нормотворческий орган подготавливает итоговую информацию о поступивших предложениях с обоснованием причин включения либо не включения их в проект нормативного правового акта. Итоговая информация отражается в справке-обосновании к проекту нормативного правового акта.
В реализацию статьи 22 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», ОФ «Правовая Клиника «Адилет» были подготовлены предложения и замечания к вышеуказанному проекту Закона КР:
1. В справке-обосновании к проекту Закона указывается, что отсутствие контроля и надзора исполнения требований Закона КР «О кооперативах» приводит к систематическим нарушениям законодательства Кыргызской Республики и наносит большой материальный ущерб гражданам Кыргызской Республики, что подтверждается наличием расследуемых уголовных дел, а также участившихся обращений со стороны граждан.
По результатам анализа выявлено, что проектом Закона предлагается внести изменения в Закон КР «О кооперативах», вступающие в противоречие с нормами Конституции, устанавливающими запрет на принятие подзаконных актов, ограничивающих права и свободы граждан (статья 23).
2. Частью 3 статьи 1 проекта Закона предлагается Закон КР «О кооперативах» дополнить статьей 5-1 «Особенности создания и деятельности жилищно-строительных кооперативов».
Принимая во внимание, что в названии предлагаемой статьи 5-1 и статье 1 Закона КР «О кооперативах» используется понятие «жилищно-строительный кооператив», а также в целях недопущения противоречий в статье 5-1 и других статьях обозначенного Закона, предлагаем в частях 1 и 2 статьи 5-1 слова «Жилищные кооперативы» заменить словами «Жилищно-строительные кооперативы».
3. Частью 15 статьи 1 проекта Закона предлагается дополнить статью 24 Закона КР «О кооперативах» частью 8, согласно которой «Уполномоченный орган по контролю за деятельностью жилищно-строительного кооператива определяется Кабинетом министров Кыргызской Республики».
Данное дополнение согласно справке-обоснованию к проекту Закона объясняется, тем, что отсутствие уполномоченного Законом государственного органа, ответственного за регулирование деятельности кооперативов приводит к таким последствиям как нарушение прав граждан, материальным и денежным рискам для населения и большого количества недовольства со стороны граждан.
Отсутствие контроля и надзора исполнения требований Закона приводит к систематическим нарушениям законодательства Кыргызской Республики и наносит большой материальный ущерб гражданам Кыргызской Республики, что подтверждается наличием расследуемых уголовных дел, а также участившихся обращений со стороны граждан.
Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание, что согласно статье 7 Закона Кыргызской Республики «О кооперативах» органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность и проводить проверку финансовой деятельности кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
Данная норма в Законе КР «О жилищных кооперативах» предусматривает отсылку на случаи, установленные законодательством Кыргызской Республики.
При этом, установление в вышеуказанном Законе наличия уполномоченного органа по контролю за деятельностью жилищно-строительного кооператива, определяемого Кабинетом Министров КР, требует определения в Законе полномочий Кабинета Министров, возлагаемых в свою очередь на уполномоченный орган. Исходя из этого остается не ясным в чем будет заключаться контроль за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, как он будет осуществляться с учетом невмешательства в хозяйственную деятельность и проверку финансовой деятельности.
Отсутствие положений в Законе, обосновывающих необходимость определения уполномоченного органа в Законе, что позволит обеспечить эффективное и рациональное управление жилищными кооперативами и применить принципиально новые подходы, как это указано в справке-обосновании к проекту Закона.
4. Пунктом в) части 6 статьи 1 проекта Закона предлагается дополнить нормой, устанавливающей, что Кабинет Министров вправе издавать нормативно-правовые акты, устанавливающие дополнительные требования к порядку ведения и содержания реестра членов жилищно-строительных кооперативов.
Аналогичные поправки предлагаются пунктом г) части 10, пунктом б) части 12, частью 13, пунктом б) части 18 статьи 1 проекта Закона (установление полномочий Кабинета Министров издавать нормативно-правовые акты, устанавливающие дополнительные требования по установлению дополнительных требований по порядку созыва и проведения общих собраний членов жилищно-строительных кооперативов, к составу правления жилищно-строительного кооператива, к порядку формирования капитала жилищно-строительных кооперативов и размеру капитала жилищно-строительных кооперативов.).
Вместе с тем относительно предлагаемых изменений следует отметить, что установление дополнительных требований в подзаконных актах больше, чем это определено в законе, что противоречит части 3 статьи 23 Конституции КР, устанавливающей запрет на принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, вступившие в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.
Приведенные выше конституционные положения соотносятся со статьей 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Резолюцией 217 А(III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.».
Кроме того, в соответствии со статьей 4 постановление Правительства КР (Кабинета Министров) - нормативный правовой акт, принимаемый Правительством (Кабинетом Министров), на основе и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу.
Дополнительно отмечаем, что круг некоторых вопросов, предлагающих охватить в нормативных правовых актах Кабинета Министров, согласно Закону «О кооперативах» входит в компетенцию устава кооператива. Например, порядок созыва общего собрания входит в компетенцию устава кооператива (статья 9 Закона), порядок принятия решений советом кооператива, срок его полномочий устанавливаются уставом кооператива или иными внутренними актами кооператива (статья 20 Закона).
Наличие бланкетных и (или) отсылочных положений проекта закона.
В частях 9, 14, 15 18 статьи 1 проекта Закона считаем необходимым проанализировать отрасль законодательства и указать сферу регулирования законодательства либо исключить слова «в соответствии с законодательством Кыргызской Республики».
ВЫВОДЫ
Проект Закона требует тщательной доработки ввиду внутренних противоречий в законопроекте и явных противоречий с нормами Конституции Кыргызской Республики.
Рекомендуется в соответствии с требованиями статьи 20 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» провести специализированные виды экспертиз.