Председателю Совета по вопросам
совершенствования судебной и
правоохранительной деятельности
Жапарову С. Н.
Уважаемый Садыр Нургожоевич!
Общественный фонд «Правовая Клиника «Адилет» свидетельствует Вам свое уважение и надеется на плодотворное сотрудничество.
На основании Вашего Указа от 31 марта 2021 года образован Совет по вопросам совершенствования судебной и правоохранительной деятельности, в состав которого включили также меня. Однако, до настоящего времени не было проведено ни одного заседания, мне не было предоставлено планов работы Совета, проектов документов, вообще никакой информации о его деятельности. 27 апреля 2021 года в эфире ОТРК Вы заявили о том, что в ближайшее время на рассмотрение Жогорку Кенеша будет внесено 17 пакетов законопроектов, которые будут приняты депутатами до 20 июня 2021 года. Параллельно под руководством Генерального прокурора К.Зулушева ведется работа по пересмотру нескольких кодексов и законов, регулирующих порядок ведения судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Заявляется, что новые кодексы поступят в Парламент к началу лета. Несмотря на тот факт, что я являюсь членом указанного Совета, все эти сведения я узнаю из СМИ. Это означает, что решения и документы разрабатываются без согласования с Советом в связи с чем, целесообразность его существования находится под большим сомнением.
Вместе с тем, в целях реализации Вашего Указа от 8 февраля 2021 года Правительство осуществляет широкомасштабную инвентаризацию законодательства Кыргызстана. Правовая Клиника «Адилет» осознает необходимость проведения данной работы в связи с чем, мы направили своих юристов для включения в экспертные группы. Однако, представители Аппарата Президента применяют чрезвычайно рискованные методы, вызывающие резкую критику общества. Объявив об использовании так называемого принципа «гильотины», чиновники предлагают признать утратившими силу около 400 основных законов, регулирующих почти все сферы жизнедеятельности, с последующим принятием новых документов. При этом, остается очень высокой вероятность отмены действия сотен важных законов, что недопустимо в правовом государстве. Принцип регуляторной «гильотины» был полностью извращен, а предлагаемый метод является уникальным изобретением наших чиновников.
15 апреля 2021 года опубликован проект Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» в новой редакции, разработанный Министерством юстиции. Несмотря на то, что для подготовки этого документа у Правительства было около двух месяцев, законопроект содержит большое количество существенных недочетов. К примеру, предлагается установить, что Конституция больше не будет являться нормативным правовым актом. Это полный абсурд! Таким образом, даже при наличии достаточного времени главный государственный орган, отвечающий за качество законов, допускает столь серьезные недоработки. В этой связи, общество испытывает вполне обоснованную тревогу в связи с перспективой одновременной отмены 400 законов. Помимо этого, Правительство сообщает о планах по внедрению с 1 января 2022 года нового Налогового кодекса, также в ближайшем будущем будут внесены поправки в избирательное законодательство.
Несмотря на создание различных экспертных групп, государственные органы разрабатывают законы без участия общественности, предоставляя уже готовые проекты документов. При этом, государственные структуры не принимают во внимание рекомендации общества, власть игнорирует голос народа. К примеру, к законопроекту, предполагающему отмену действия около 400 законов Кыргызстана, поступает очень много замечаний, в том числе, и от государственных органов, однако ни одно из них не было учтено. Государственные институты попросту не могут предоставить качественные ответы с аргументированным обоснованием своих инициатив.
Прикрываясь Вашими указаниями, высокопоставленные чиновники Аппарата Президента и других государственных органов продвигают узковедомственные, а, возможно, и личные интересы, которые прямо противоречат, Конституции, действующей законодательной базе, международным стандартам прав человека, принципам верховенства права, а также элементарной логике. Колоссальные по своему объему изменения, разрабатываемые на различных площадках в столь сжатые сроки, будут неизбежно приводить к большому количеству пробелов и коллизий в законах. В результате несовершенства законодательства люди будут ежедневно сталкиваться с серьезными проблемами в ходе правоприменительной практики. Обозначенные выше инициативы в их совокупности содержат не просто риски, но реальные угрозы безопасности государства, поскольку могут привести к коллапсу правовой системы республики и катастрофическому параличу деятельности всего государственного аппарата. В свою очередь, стабильное законодательство является залогом устойчивости государственной власти, поэтому к любым изменениям нужно относиться с осторожностью, качественно прорабатывать и вносить точечные поправки лишь в тех случаях, когда есть реальная необходимость.
Важно отметить абсолютную несвоевременность широкомасштабного изменения законов, особенно в условиях тяжелого социально-экономического положения в стране, усугубляемого беспрецедентным давлением правоохранительных органов на бизнес. По данным Национального статистического комитета в первом квартале текущего года ВВП Кыргызстана уменьшился на 9.4%, Всемирный банк прогнозирует увеличение уровня бедности в 2021 году до 35% при устойчивом росте потребительских цен, стоимости бензина и продолжающемся оттоке капитала. Эти цифры отражают лишь официальную статистику, но реальное положение экономики может быть гораздо хуже. В этой связи, хотелось бы отметить, что Конституция и действующее законодательство Кыргызстана ни в коей мере не препятствуют реализации заявленных Вами реформ и планов. Столь резкие и непродуманные инициативы еще больше усугубят критически тяжелое экономическое положение республики.
Военная агрессия со стороны Таджикистана, в результате которой были убиты 36 наших граждан, также является сигналом о необходимости срочного повышения качества системы государственного управления. Эти события вновь демонстрируют, что в тяжелое время весь народ Кыргызстана независимо от национальной принадлежности и места жительства помогает бороться с последствиями трагедии, отправляя пострадавшим в Баткенской области финансовую и материальную помощь, продукты питания, одежду, лекарства и т.д. Аналогичным образом общество консолидировалось во время борьбы с последствиями пандемии коронавируса летом 2020 года. Подлинное единство народа и государственной власти достигается именно в такие моменты, когда объединяется все общество, включая рядовых граждан, представителей гражданского общества, бизнеса и государственных структур. В эти печальные дни формируется хрупкая стабильность, которую власть должна сохранить. Мы просим не забывать о взаимной поддержке не только в период кризиса, но и когда дело касается защиты прав человека, соблюдения законов, прозрачного и справедливого управления государством.
Гражданское общество Кыргызстана бьет тревогу, осознавая всю опасность последствий избыточной и непродуманной законодательной активности. В целях снижения указанных выше рисков, недопущения правового коллапса, а также обеспечения стабильности жизнедеятельности общества и государства прошу пересмотреть методы работы по изменению законодательства, а именно:
1. Обеспечить точное соответствие подготавливаемых программ и проектов законов подписанным обязательствам республики в области прав человека и верховенства права, а также Конституции Кыргызстана.
2. Обеспечить прозрачность и подотчетность деятельности экспертных групп, в том числе, путем формирования справедливых и четких процедур обсуждения и принятия предлагаемых проектов законов.
3. В обязательном порядке учитывать предложения и рекомендации независимых экспертов, адвокатов, бизнес-сообщества и других представителей общества.
4. В целях обеспечения высокого качества законодательства, а также учитывая огромные масштабы работы, представляется целесообразным увеличить сроки реализации поставленных задач.
5. Для формирования стабильного и гармоничного законодательства предлагаем сначала провести инвентаризацию государственных программ и концепций, а также определить основные направления государственной политики, чтобы все органы четко знали, в каком направлении им двигаться и что именно закладывать в новое законодательство.
6. Создать одну большую экспертную группу при Президенте, которая будет координировать деятельность государственных органов по пересмотру национальных программ и законодательства. Это позволит обеспечить разработку единой государственной политики и ее последовательную реализацию. В таком случае будет выдержана логика изменений законодательства в целях недопущения правовых противоречий и пробелов.
С уважением,
Директор Ч. Джакупова