Аналитика

Сдача биометрических данных для допуска к выборам является неконституционной. Обращение ПК "Адилет" в КП ВС КР

Новости

Х О Д А Т А Й С Т В О

о признании неконституционной части 2 статьи 14 Закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» в части, предусматривающей «и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном законодательством» и противоречащей частям 1,2,4 статьи 2, частям 1, 3 статьи 20, пункту 2 части 1 статьи 52 Конституции Кыргызской Республики.

Настоящее ходатайство подается на основании частей 6, 7, 11 статьи 97 Конституции Кыргызской Республики, принятой референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 27 июня 2010 года, пункта 1 части 1 статьи 18, пункта 1 части 1, части 2 статьи 20, статьи 21 Конституционного Закона Кыргызской Республики «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 года № 37.
Согласно части 2 статьи 14 Закона КР Закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 2 июля 2011 года N 68: «В списки избирателей включаются граждане Кыргызской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном законодательством».
Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 2 июля 2011 года N 68 опубликован в газете "Эркин Тоо" от 5 июля 2011 года N 54, принят в соответствии с порядком установленным законодательством, внесен в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики и является действующим. Последние изменения и дополнения были внесены Конституционным законом КР «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" от 23 апреля 2015 года № 88 и опубликованного в газете «Эркин-Тоо» от 24.04.2015 года №35-36.
Основанием для данного обращения является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли часть 2 статьи 14 Закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» выраженная словами «и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном законодательством» противоречащей частям 1,2,4 статьи 2, частям 1, 3 статьи 20, пункту 2 части 1 статьи 52 Конституции Кыргызской Республики
Частями 1,2,4 статьи 2 Конституции КР предусмотрено следующее: «1. Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике. 2. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе настоящей Конституции и законов. 4. Выборы являются свободными. Выборы депутатов Жогорку Кенеша, Президента, депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет».
Частями 1 и 3 статьи 20 Конституции КР предусмотрено следующее: «1. В Кыргызской Республике не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией. »
Пунктом 2 части 1 статьи 52 Конституции Кыргызской Республики предусмотрено следующее: «1. Граждане имеют право: 2) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией и законами».
Приведенные конституционные положения соотносятся с нормами общепризнанных международных документов. Так частями 1 и 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Резолюцией 217 А(III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года установлено: «1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 3. Воля народа должны быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования, обеспечивающих свободу голосования».
Согласно статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятой Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года (КР присоединилась постановлением Жогорку Кенеша КР от 12 января 1994 года N 1406-XII): «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».
Однако оспариваемая норма в нарушение указанных конституционных и международных норм предусматривает необоснованное ограничение избирательного права граждан Кыргызской Республики выражающееся в виде обязательного прохождения биометрической регистрации для участия на выборах.
Суть принципа всеобщего избирательного права заключается в том, что гражданин имеет право избирать, быть избранным, участвовать в иных избирательных действиях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип всеобщего избирательного права вытекает из принципа народного суверенитета, закрепленного ст. 2 Конституции КР, - источником власти в КР является народ, который реализует свою власть посредством выборов и референдумов.
По своей правовой природе активное избирательное право принадлежит конкретному индивиду, обладающему юридически значимыми признаками, охраняется законом, подлежит правовой защите в случае его нарушения. Право избирать и быть избранным закреплено статьями 2 и 33 Конституции КР и как следует из нормативного содержания данных статей для участия в выборах необходимо лишь наличие только двух требований: быть старше 18 лет и являться гражданином Кыргызской Республики. Для подтверждения указанных сведений необходимо лишь наличие паспорта гражданина КР (ID-карта или общегражданский паспорт за пределами КР), каких-либо других ограничений и требований Конституция КР не содержит, следовательно, для граждан Кыргызской Республики достигших 18 лет, право избирать является абсолютным и не может быть ограничено.
Юридическое оформление признания за гражданином активного избирательного права осуществляется путем включения гражданина в список избирателей. Оспариваемая норма предусматривает включение граждан в списки избирателей только в случае сдачи биометрических данных. Таким образом, оспариваемая норма нарушает активное избирательное право, гарантированное Конституцией КР.
Одним из основных доводов ЖК КР в пользу введения обязательной биометрической регистрации для голосования является обеспечение честных и прозрачных выборов. Однако при обеспечении указанных условий не должны нарушатся права граждан, закрепленные в Конституции КР. Вводя биометрические данные, как обязательный элемент для голосования, государством создается искусственный барьер. Более того, согласно Конституции Кыргызской Республики, «избирать и быть избранным» - это конституционное право граждан, а не обязанность; и согласно части 4 статьи 2 Конституции КР, выборы являются свободными.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Конституции КР, права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются высшей ценностью. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, согласно частям 1, 3 статьи 20 Конституции КР, в Кыргызской Республике не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией.
При регулировании общественных отношений, включая избирательные, законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых средств. В тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничение закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания, даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры. Следовательно, введенное законодателем ограничение в виде одного из методов повышения защиты от фальсификации на выборах является несоразмерным с абсолютным активным избирательным правом граждан.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 40, частью 3 статьи 42, частями 6, 7, 11 статьи 97 Конституции КР, принятой референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 27 июня 2010 года, пунктом 1 части 1 статьи 18, пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 20, статьей 21 конституционного Закона КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 года № 37.

ПРОСИМ:

Признать часть 2 статьи 14 Закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» в части, предусматривающей «и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном законодательством» противоречащей частям 1,2,4 статьи 2, частям 1, 3 статьи 20 и пункту 2 части 1 статьи 52 Конституции Кыргызской Республики и отменить ее действие.
Приложение:
1. Копия ходатайства; 
2. Копия текста статьи 14 Закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» из информационно-правовой системы «Токтом корпорация Про»;
3. Копия теста статей 2, 20 и 52 Конституции КР из информационно-правовой системы «Токтом корпорация Про».