Аналитика

Резолюция по результатам круглого стола: «Регистрация населения: перспективы реформы системы - вызовы и возможности»

Новости

РЕЗОЛЮЦИЯ

по результатам круглого стола на тему: 

«Регистрация населения: перспективы реформы системы - вызовы и возможности»

г. Бишкек – 26 ноября 2018 года


Анализ миграционного законодательства свидетельствует о наличии существенных проблем, в частности, в сфере регистрационного учета граждан. Следует отметить, что регистрационный учет населения осуществляется в целях обеспечения государством необходимых условий для полноценной реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Система регистрации играет важную роль в регулировании процессов внутренней миграции и подготовке миграционной политики государства.

На сегодняшний день система документирования населения напрямую зависит от регистрационного учета, который осуществляется только при наличии у гражданина собственного жилого помещения. В определенных случаях закон предоставляет возможность регистрации граждан по адресу административных зданий исполнительных органов местного самоуправления, однако из-за отсутствия нормативно закрепленных механизмов граждане сталкиваются с затруднениями в ходе правоприменительной практики.

Отсутствие регистрации делает невозможным оформление удостоверяющих личность документов, а также влечет за собой непреодолимые преграды для людей в доступе к образованию и дошкольным учреждениям, медицине, социальной помощи, трудоустройству, выборам и референдумам. Кроме того, отсутствие документов серьезно ограничивает граждан в доступе к средствам правовой защиты, к примеру, при обращении в судебные органы.

Действующая система регистрационного учета населения, несмотря на заложенные в законодательстве страны прогрессивные нормы, не дает государству актуальную информацию и реальную картину внутренней миграции населения для выработки стратегий развития страны/областей/районов, целевого планирования, и распределения средств госбюджета по причине наличия коллизий и противоречий. Более того, своими сложными бюрократическими процедурами система регистрации способствует маргинализации общества и возникновению отдельной уязвимой категории населения - «невидимых людей», не имеющих документов и, следовательно, возможности пользоваться государственными услугами.

Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. обозначила основные Цели развития страны, где «равные возможности каждому гражданину» (Цель 1) и «эффективное и справедливое государство для каждого гражданина» (Цель 3) являются приоритетными для государства. Эффективное и справедливое государство для каждого гражданина – это - «Согласованная деятельность институтов государственного управления и общества обеспечивает верховенство права, реализацию конституционных прав и свобод граждан, социальную справедливость, экономическое благосостояние и духовное развитие народа. В государственном управлении действуют современные информационно-коммуникационные технологии, реализованные в рамках правительственных программ и работают кадры, сочетающие высокие профессиональные компетенции и морально-нравственные качества. Действует законодательство, в котором гармонично совмещающее интересы сторон, отсутствуют пробелы и исключена коллизия нормативных правовых актов, правила простые и понятные»

Учитывая наблюдаемый сегодня в Кыргызстане уровень внутренней и внешней миграции населения, меняющиеся экономическую и демографическую ситуации, а также потребности граждан, налицо объективная необходимость внедрения новой модели развития основных сфер общественной жизни, обеспечивающей достойную и качественную жизнь каждому человеку.

В настоящее время на рассмотрении Жогорку Кенеша КР находится проект Закона КР «О внесении изменений в Закон КР «О внутренней миграции», инициированный Правительством КР, принятие которого не приведет к решению проблем в системе регистрации населения и значительному упрощению соответствующих процедур.

При этом, 26 октября 2018 года на официальном сайте Жогорку Кенеша КР был размещен инициированный депутатом Жогорку Кенеша КР И.Пирматовым проект Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере регистрационного учета граждан (Закон КР «О внутренней миграции», Гражданский кодекс КР, Кодекс КР об административной ответственности, Кодекс КР о неналоговых доходах»)» для общественного обсуждения.

Данный законопроект представляется более прогрессивным и отвечающим требованиям реалий сегодняшнего дня, он предусматривает системный подход в вопросах совершенствования процедур регистрации населения, повышает эффективность государственных органов, что в случае его одобрения может значительно повысить уровень доступа граждан Кыргызстана к документированию и пользованию всеми государственными услугами.

Принимая во внимание, что вышеуказанные проекты законов направлены на изменение одних и тех же законодательных актов по схожим вопросам, учитывая, положения статьи 51 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», в целях осуществления системного подхода в вопросах реформирования законодательной базы в сфере регистрации населения, а также обозначенные выше Цели Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг., 

ПРЕДЛАГАЕМ:


  • разработать и внедрить новую модель регистрационного учета населения уведомительного характера, позволяющую полноценно внедрить государственные цифровые и телекоммуникационные проекты («Тундук», «Таза Коом», Безопасный город» и др.), которая должна отвечать реальным потребностям граждан, обеспечивая достойную и качественную жизнь каждому человеку;
  • рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики отклонить проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О внутренней миграции», инициированный постановлением Правительства Кыргызской Республики № 394 от 23 августа 2018 года;
  • рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики принять инициированный депутатом И.Пирматовым проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере регистрационного учета граждан (Закон Кыргызской Республики «О внутренней миграции», Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах»)» за основу с поручением ответственному комитету подготовить его ко второму чтению.