Правовая Клиника «Адилет» свидетельствует Вам свое уважение и выражает надежду на дальнейшее сотрудничество. Поводом нашего обращения послужила Ваша законодательная инициатива, размещенная на сайте по ссылке http://www.kenesh.kg/ru/article/show/9592/na-obshtestvennoe-obsuzhdenie-s-30-iyunya-2022-goda-vinositsya-proekt-zakona-o-vnesenii-izmeneniy-v-zakon-kirgizskoy-respubliki-o-normativnih-pravovih-aktah-kirgizskoy-respubliki по внесению поправок в Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики». Данным проектом Закона помимо прочего Вами предлагается сократить месячный срок общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов до 15 календарных дней. Справка-обоснование не содержит каких-либо статистических данных, в соответствии с которыми инициатор пришел к выводу, что «фактически процесс общественного обсуждения гражданским сообществом нормативных правовых актов, в частности законопроектов, как показывает практика возникает только первые 10 дней». В связи чем напрашивается вопрос: «Есть ли какие-либо достоверные данные с Вашей стороны, которые могут подтверждать сделанные вами выводы о фактическом процессе общественного обсуждения?». Напротив, по нашему мнению, правоприменительная практика показала, что нормы Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», касающиеся проведения общественных обсуждений НПА являются весьма неэффективными, они не обеспечивают проведение полноценных общественных обсуждений проектов НПА. Зачастую, государственные органы не обращают должного внимания на представленные рекомендации к проектам НПА со стороны общественности и, к сожалению, Закон не предусматривает процедуры обратной связи нормотворческих органов с гражданами и организациями, направившими свои предложения и комментарии к проектам НПА. Закон не обеспечивает реального участия общественности в законотворческой деятельности. В Законе не закреплена четкая и эффективная процедура проведения общественных обсуждений проектов НПА. На практике на сайтах Кабинета министров и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики размещаются проекты НПА, но граждане и заинтересованные организации не имеют возможности разместить там же свои предложения и комментарии по ним, обсудить проект НПА на онлайн форуме с инициаторами и другими заинтересованными сторонами через эти сайты. Зачастую, депутатами Жогорку Кенеша КР, на сайте Жогорку Кенеша КР при общественном обсуждении законопроектов указывается, что предложения и замечания к инициированному законопроекту можно сообщать по соответствующему номеру телефона, при этом отсутствует электронный адрес, куда граждане и юридические лица могут отправлять свои замечания и предложения в письменном виде к этому законопроекту. В данном случае, налицо факт формального отношения к процедуре общественного обсуждения. Кроме того, отмечаем, что техническая работа сайта Жогорку Кенеша КР оставляет желать лучшего, поскольку имеет место неполное освещение стадий законотворческого процесса, ввиду чего гражданам и организациям невозможно отследить движение тех или иных важных законопроектов. В настоящее время, как Вы знаете, в стране проходит масштабная инвентаризация законодательства Кыргызской Республики. Субъектами нормотворческой деятельности одновременно на общественное обсуждение выносятся десятки проектов законов, при этом для юристов, экспертов и гражданского общества, успеть проанализировать каждый закон и дать правовую оценку, подготовить замечания и предложения, а при необходимости еще и провести правовую, правозащитную гендерную и антикоррупционную экспертизы, в предлагаемый Вами срок, не представляется возможным. В данном случае, это может расцениваться как сужение возможностей для гражданского участия в процессе общественного обсуждения проектов НПА. Более того, сокращение срока общественного обсуждения НПА, являющегося важной стадией законотворческого процесса, обеспечивающего вовлечение общественности в процесс принятия решений государством, будет иметь ряд негативных последствий, влияющих на качество законодательства, ввиду нижеследующего: – нивелируется гарантированное право граждан участвовать в обсуждении и принятии законов, гарантированного частью 4 статьи 37 Конституции Кыргызской Республики; – нарушается принцип принадлежности всей полноты власти народу, защиты прав и свобод человека и гражданина, свободного и реального доступа к управлению делами государства и общества (часть 2 статьи 2 Конституции КР); – сокращается время на другие стадии нормотворческого процесса. Сокращение срока общественного обсуждения укорачивает время проведения необходимых видов экспертиз лицами, права которых затрагиваются проектом НПА, и время, затрачиваемое на обсуждение предложений и замечаний; – нарушается принцип соразмерности, определяющий достаточное время для проведения процедуры общественного обсуждения, сокращение которого не позволит достичь главной цели данной процедуры – учет мнения конечных бенефициаров проекта НПА; – некачественные нормативные правовые акты как результат работы «в спешке» нормотворческих субъектов, выражающееся в сокращении срока доступа к проекту НПА на стадии общественного обсуждения. В этой связи предлагаем Вам пересмотреть в проекте Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» предложение о сокращении сроков общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов до 15 календарных дней, и оставить в этой части прежний месячный срок. Наряду с тем, информируем, что ранее, в июне месяце текущего года, подобная аналогичная законопроектная инициатива исходила от депутата Жогорку Кенеша КР - Коргонбай уулу Жусупбека. На указанную инициативу нами было направлено публичное обращение. Данный законопроект был отозван Жусупбеком Коргонбой уулу.