Аналитика

Резолюция по результатам круглого стола: «Актуальные проблемы осуществления парламентского контроля в Кыргызской Республике».

Новости

РЕЗОЛЮЦИЯ


по результатам круглого стола на тему:

«Актуальные проблемы осуществления парламентского контроля в Кыргызстане»


г.Бишкек- 17 мая 2019 года.


Принимая во внимание озвученную информацию о важнейшей роли и значении парламентского контроля для государства и общества, учитывая выступления докладчиков относительно необходимости повышения эффективности такого контроля, в том числе, путем внесения в законодательные акты соответствующих поправок, направленных на увеличение потенциала и результативности парламентского контроля, предлагаем следующие рекомендации.

Считать целесообразным:
1. осуществление постоянного парламентского контроля за государственными органами в целях недопущения нарушений законности, а также прав и свобод человека;
2. исследование проблемных вопросов проведения парламентского контроля с обязательным участием представителей государственных органов, а также гражданского общества, включая независимых экспертов и специалистов, СМИ и иных заинтересованных организаций;
3. рассмотрение депутатами Жогорку Кенеша КР вопроса необходимости дальнейшего действия Закона КР «О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кенешем Кыргызской Республики» как нормативного правового акта, дублирующего нормы Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и не имеющего практического применения;
4. рассмотрение депутатами Жогорку Кенеша КР вопроса разработки обновленного закона о парламентском контроле, регулирующего правовые основы контрольной деятельности, включая цели и задачи контроля, основные дефиниции, принципы контрольной деятельности, субъектно-объектный состав правоотношений, формы парламентского контроля, гарантии обеспечения прав субъектов контроля и выполнения подконтрольными лицами и органами своих обязанностей и др.;
5. рассмотрение депутатами Жогорку Кенеша КР вопроса разработки законопроектов, направленных на приведение законодательства республики в соответствие с Конституцией КР, а также повышение эффективности парламентского контроля и механизмов защиты прав и свобод человека, предусмотрев в них, в том числе:
 критерии оценки деятельности Правительства КР и иных государственных органов, включая требования к ежегодным отчетам, их форматам, а также к определению оснований и последствий признания отчетов неудовлетворительными;
 включение в процедуры заслушивания отчетов Правительства КР и иных государственных органов права депутатов заранее направлять вопросы к отчетам для того, чтобы соответствующие должностные лица давали свои ответы непосредственно во время представления таких отчетов;
 процедуру предварительного предоставления депутатам Жогорку Кенеша КР альтернативных докладов неправительственных организаций перед заслушиванием ежегодных отчетов Правительства КР, иных подотчетных парламенту государственных органов, докладов Акыйкатчы (Омбудсмена) КР и Национального центра КР по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
 детальную регламентацию процедур парламентского расследования, а также деятельности различных временных парламентских комиссий, включая определение предмета расследования или проверки, разграничения видов и вопросов ведения, порядка обсуждения и принятия решений, правового статуса решений по итогам работы и т.д.;
 механизмы справедливого определения персонального состава парламентских комиссий и рабочих групп с тем, чтобы все парламентские фракции представляли равное количество своих представителей;
 более четкое правовое регулирование формата и процедур обсуждения депутатами Жогорку Кенешем КР рассматриваемых вопросов и принимаемых решений, включая детализацию порядка проработки поступающих предложений и замечаний, а также повышение эффективности таких контрольных механизмов, как «Правительственный день и час», выездные заседания комитетов и т.д.;
 соответствующие процедуры, согласно которым парламентские фракции Жогорку Кенеша КР будут давать свою общую позицию по тем или иным вопросам от имени своих депутатов;
 совершенствование механизмов мониторинга и оценки исполнения законов, результативности государственных программ, уделив особое внимание вопросам системности данной деятельности, методологического закрепления и повышения качества проведения анализа регулятивного воздействия проектов законов на общественные отношения;
 вовлечение местных кенешей, гражданского общества и экспертного сообщества в процессы мониторинга и оценки исполнения законов и результативности государственных программ;
 необходимость обязательного выделения соответствующих объемов бюджетных средств для надлежащей реализации функции парламентского контроля;
 пересмотр правовых норм, в большинстве принятых до вступления в силу Конституции КР 2010 года и расширяющих распорядительные, регулятивные и контрольные функции Президента КР по отношению к органам прокуратуры, а также усиление контрольных функций Жогорку Кенеша КР в этом направлении;
 приведение положений части 5 статьи 125 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» в соответствие с пунктом 1 части 4 статьи 64, пункт 9 части 4 статьи 74 Конституции КР, в части освобождения Президентом КР Генерального прокурора КР от должности по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша КР, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша КР;
 исключение дублирования контрольных функций Президента КР и Жогорку Кенеша КР по отношению к Счетной палате КР, а также приведение законодательных норм в соответствие с конституционным принципом подотчетности Счетной палаты КР исключительно Жогорку Кенешу КР;
 четкое определение компетенции Жогорку Кенеша КР применительно к заслушиванию докладов Акыйкатчы (Омбудсмена) КР и, в целом, к осуществлению контроля за его деятельностью;
 совершенствование механизмов взаимодействия Жогорку Кенеша КР с обществом, в том числе, относительно независимой оценки деятельности депутатов.

Скачать резолюцию можно по этой ссылке: Резолюция по результатам круглого стола: «Актуальные проблемы осуществления парламентского контроля в Кыргызской Республике»