Аналитика

Краткая справка к пятой версии законопроекта «О средствах массовой информации»

Аналитика Актуальное
15 мая 2023 года на общественное обсуждение представлена пятая версия законопроекта о СМИ. Инициатор законопроекта - Администрация Президента КР. Представленный документ несет в себе серьезные угрозы и риски неправомерного и жесткого ограничения прав человека на свободу слова, печати и свободу выражения мнения, а также направлен на жесткое ограничение деятельности независимых СМИ и журналистов, включая зарубежные СМИ. 14 июня текущего года закончился срок общественного обсуждения, после чего 15 декабря 2023 г. (рег. № 6-15999/23 от 15.12.2024 г.) законопроект был внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

13 марта 2024 г. по поручению Президента Кыргызстана Садыра Жапарова законопроект был отозван Администрацией Президента для доработки.

Основные риски и угрозы законопроекта были выражены в следующем.

1. Отсутствие в проекте точного и конкретного определения СМИ

В понятийном аппарате законопроекта инициаторы ограничиваются простым перечислением отдельных видов СМИ и не дают конкретного и однозначного определения понятия средство массовой информации. Отсутствие в законе, непосредственно регулирующем деятельность СМИ, определения СМИ, четких критериев и характеристик, которыми должен обладать тот или иной источник для получения статуса СМИ, является нелогичным и не соответствует принципу правовой определенности. При толковании и применении документа на практике такая неопределенность может привести к различным спорам и противоречиям.

2. Приравнивание абсолютно всех веб-сайтов к СМИ

Все веб-сайты обязуются проходить принудительную регистрацию в качестве СМИ, а их деятельность подлежит детальному регулирования и контролю со стороны государства, наравне с традиционными СМИ.

Данное ограничение является попыткой ввести более жесткий контроль за Интернет-пространством, включая социальные сети, мессенджеры и другие сетевые платформы. Исходя из данной нормы, не только новостные издания в сети Интернет (kaktus.media, 24.kg, vesti.kg и другие) будут обязаны проходить регистрацию в качестве СМИ, но и любые другие физические и юридические лица, имеющие официальные сайты, включая представителей бизнес-структур, некоммерческого сектора и других областей, которые фактически не имеют никакого отношения к медиасфере.

В то же время, инициаторы проекта освобождают от регистрации официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления, что свидетельствует о дискриминационном и избирательном подходе в вопросах правового регулирования свободы слова и печати.

3. Принудительная государственная регистрация всех видов СМИ

Поскольку согласно действующему Закону о СМИ регистрацию проходят только традиционные СМИ (печатные издания, теле- и радиовещание), то основная цель данного требования – это регистрация и учет всех интернет-изданий.

Для прохождения процедуры регистрации учредителям СМИ необходимо обращаться в Министерство юстиции или Министерство цифрового развития с заявлением, в котором излагается максимально подробная информация о СМИ (тематика, специализация, язык, территория распространения, источники финансирования). Отступление от указанных в заявлении данных в последующем может расцениваться как нарушение законодательства и, соответственно, приводить к негативным для СМИ последствиям, вплоть до ликвидации.

4. Принудительное прекращение и приостановление деятельности СМИ

СМИ может быть ликвидировано в случае нарушения требований данного законопроекта более одного раза в течение 12 месяцев. Так, если СМИ будет иметь два и более предупреждения от Министерства юстиции, Министерства цифрового развития и Генеральной прокуратуры о нарушениях закона, суд может вынести решение о прекращении деятельности СМИ без права перерегистрации. С момента подачи иска и до вынесения судом соответствующего решения деятельность СМИ приостанавливается.

При этом, законопроект содержит множество размытых и широко толкуемых формулировок и положений, что может служить основанием для злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками государственных структур и принятия ими необоснованных и неправомерных решений.

5. Введение понятия злоупотребление свободой слова и печати

В законопроекте определен перечень сведений и информации, распространение которых будет оцениваться государством как злоупотребление свободой слова и печати. К такой информации будут относиться сведения, содержащие:

- публичные призывы к насильственному захвату власти, терроризму, экстремизму;

- пропаганду войны, межнациональной, региональной или религиозной вражды;

- дискриминационные материалы;

- пропаганду порнографии, однополых браков, наносящих вред здоровью и нравственности населения;

- культ насилия и жестокости и другие виды информации.

Ряд обозначенных требований носит крайне расплывчатый и оценочный характер, что грубейшим образом нарушает принцип правовой определенности. Исходя из указанных норм, при рассмотрении той или иной ситуации уполномоченное должностное лицо будет самостоятельно решать, являются ли действия СМИ или журналистов злоупотреблением свободой слова исключительно на основании своих личных субъективных убеждений и взглядов. Фактически данный документ станет еще одним инструментом государства для введения цензуры и ограничения свободы слова.

6. Запрет на создание СМИ иностранными субъектами

Иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, граждане Кыргызстана с двойным гражданством, а также юридические лица Кыргызской Республики, в которых доля иностранного финансирования составляет 50% и более,Кыргызской РеспубликиКыргызской Республики будут лишены права учреждать СМИ на территории Кыргызской Республики.

7. Правовые пробелы, дублирование других законов и вмешательство в частные дела

Законопроект содержит множество правовых пробелов, которые свидетельствуют о поспешности и низком уровне качества документа. К примеру, в проекте упоминается о предварительном предупреждении СМИ со стороны государства при нарушении закона, либо о разрешительном порядке для осуществления деятельности зарубежных СМИ на территории Кыргызстана. При этом, документ не содержит ни порядка, ни условий организации и проведения указанных процедур.

Положения проекта дублируют или противоречат ряду уже действующих законов, регламентирующих деятельность журналистов, порядок аккредитации зарубежных СМИ, а также другие вопросы, касающиеся СМИ.

Кроме того, инициаторы проекта предпринимают попытку урегулировать отношения, которые должны регулироваться отдельными договорами в рамках гражданского или трудового законодательства.