Общественный Фонд
«Правовая Клиника «Адилет»

0 31265-35-13

Обращение Торога ЖК КР о нарушении депутатом Карамушкиной Кодекса депутатской этики и законодательства

13.01.2017 Лента

Исх.: 2/18
«13» января 2017 г.

                                                                                              

Торога Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики
г-ну Турсунбекову Ч.А.

                                                                                 

Уважаемый Чыныбай Акунович,

            Настоящее обращение подается в связи с информацией, опубликованной в средствах массовой информации о том, что депутатом Жогорку Кенеша КР – Карамушкиной И.Ю. был подан запрос в Государственную службу национальной безопасности КР (далее ГКНБ КР) с просьбой принять меры в отношении пользователей социальных сетей, распространяющих и размещающих негативные публикации в адрес Главы государства.

            27 декабря 2016 года ГКНБ КР был предоставлен ответ на поступивший запрос от депутата ЖК КР Карамушкиной И.Ю. (письмо прилагается). Согласно предоставленному ответу ГНКБ КР было установлено 10 социальных пользователей ресурса «Facebook.com», однако в связи с тем, что IP-адреса указанных пользователей находятся вне территории Кыргызской Республики, принятия мер в отношении них каких-либо мер не представляется возможным. Кроме того, ГКНБ КР продолжает проведение соответствующих мероприятий по установлению других 35 социальных пользователей веб-ресурса «Facebook.com», которые периодически размещают негативные публикации в отношении Главы государства.

Согласно сведениям информационного агентства «Радио Азаттык», 11 пользователей социальной сети «Facebook» в Джалал-Абадской области пригласили в управление ГКНБ КР и дали строгие предупреждения за критические посты в адрес Президента страны Алмазбека Атамбаева. Об этом сообщает корреспондент «Азаттыка». Предупреждения сделаны четырем жителям Сузакского района, пяти жителям - Базар-Коргонского района, двум жителям – Аксыйского района (ссылка: http://rus.azattyk.org/a/28222926.html).

            Следует особо отметить, что согласно действующему законодательству опубликование негативной информации в отношении Президента КР не является преступлением или правонарушением. Между понятиями «негативная информация» и «информация, порочащая честь и достоинство человека» существует огромная разница. Привлекать к ответственности возможно лишь в случае, когда распространяется информация, которая порочит чести и достоинство, но никак ни за распространение негативной информации. В статье 4 Закона КР «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики», установлены гарантии защиты чести и достоинства Президента КР. Согласно положениям указанной статьи, в случае распространения информации, порочащей честь и достоинство Президента КР, Генеральная прокуратура КР вправе принять в отношении гражданина, распространяющего такую информацию меры прокурорского реагирования. В случае если такие меры не принесли результата, Генеральная прокуратура КР вправе обратиться с иском о защите чести и достоинства Президента КР в судебные органы, в рамках гражданского судопроизводства. Таким образом законодательством четко определен порядок осуществления защиты чести и достоинства Президента КР, а также круг государственных органов, которые уполномочены принимать меры по данному вопросу, среди которых ГНКБ КР нет.

            Относительно вопроса правомочности ГКНБ КР проводить «соответствующие мероприятия» по установлению пользователей веб-ресурса «Facebook.com» которые размещают негативные публикации в отношении Президента КР. Согласно части 1 статьи 16 Закона КР «Об органах национальной безопасности», «Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право: Проводить в соответствии с законодательством Кыргызской Республики оперативно-розыскные мероприятий в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, расследование которых отнесено законодательством Кыргызской Республики к ведению органов национальной безопасности». В Уголовном кодексе КР не предусмотрена ответственность за публикацию негативной информации в отношении Президента КР, следовательно, у ГКНБ КР нет полномочий проводить проверки граждан, высказывающих негативную информацию в социальны сетях.

            Согласно частям 1,2,3 статьи 31 Конституции КР, «1. Каждый имеет право на свободу мысли и мнения. 2. Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати. 3. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него». При этом в части 4 этой же статьи, установлены допустимые случаи, когда свобода слова может быть ограничена, «Запрещается пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, призывающая к дискриминации, вражде или насилию». Как видно из нормативного содержания данной статьи, в нем нет понятия «и иных случаях», в связи с чем, указанный перечень носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию.

            Выражение гражданами своего мнения в социальных сетях, является конституционно закрепленным правом граждан на свободу слова, мысли и мнения. Распространение гражданами негативной информации в адрес Президента КР не входит в перечень случаев, когда свобода слова может быть ограничена. Таким образом ни депутат Жогорку Кенеша КР, ни ГНКБ КР не вправе запрещать гражданам выражать свое мнение о Президенте КР, в том числе размещать информацию негативного и критического характера в социальных сетях.

             Мы считаем, что депутат Жогорку Кенеша КР Карамушкина И.Ю. превысила свои полномочия, направив запрос в ГКНБ КР с требованием привлечь к ответственности пользователей социальных сетей, которые публикуют негативную информацию. Своим запросом депутат обязала неуполномоченный орган проводить незаконные, антиконституционные проверки и выявлять пользователей социальных сетей, которые публикуют негативную информацию о Президенте КР. В связи с чем, ГКНБ КР вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями по обеспечению национальной безопасности, был вынужден исполнять запрос депутата, что вызвало широкий резонанс и крайне негативную реакцию в обществе.

            Согласно пункту 1.3. Кодекса депутатской этики, - «В своей деятельности депутат обязан защищать интересы Кыргызской Республики, соблюдать Конституцию, Закон "О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", Регламент Жогорку Кенеша, иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики и настоящий Кодекс». Пунктом 1.5. этого же Кодекса установлено: «Депутат должен воздерживаться от всякой деятельности и поступков, которые могут нанести ущерб его авторитету, а также авторитету Жогорку Кенеша и государству в целом».  В результате ее действий были нарушены не только права граждан на свободу слова, но также нанесен ущерб авторитету Жогорку Кенешу КР. Таким образом, мы считаем, что имеются основания для рассмотрения действий депутата Карамушкиной И.Ю. на предмет нарушения ею Кодекса депутатской этики.

            На основании вышеизложенного прошу Вас рассмотреть вопрос о соблюдении депутатом Жогорку Кенеша КР Карамушкиной И.Ю. требований законодательства и Кодекса депутатской этики и дать оценку действиям депутата Карамушкиной И.Ю. Кроме того, просим Вас выразить официальную позицию Жогорку Кенеша КР по данному вопросу.

            Приложение: копия письма ГКНБ КР.


            Директор                                                         Ч. Джакупова

Оригинал материала здесь 

Все новости