Общественный Фонд
«Правовая Клиника «Адилет»

0 31265-35-13

Обращение к Генеральному прокурору КР относительно преследования граждан за высказывания в социальных сетях

13.01.2017 Лента

Исх. № 2/16
«13» января 2017 г. 

Генеральному прокурору Кыргызской Республики
г-же Джолдубаевой И.Ы.

Уважаемая Индира Ырысбаевна,

Обращаемся к Вам как к высшему должностному лицу органа, надзирающего за исполнением законов и соблюдением прав и свобод граждан, в надежде на проявление профессиональной принципиальности и заинтересованности в установлении верховенства закона в Кыргызской Республике.

В интернет ресурсах было опубликовано письмо Государственной службы национальной безопасности КР (далее ГКНБ КР) в ответ на запрос депутата Карамушкиной И.Ю. Согласно данному письму по факту распространения и размещения негативных высказываний в адрес Главы государства сотрудниками ГКНБ КР установлены 10 социальных пользователей веб-ресурса «Facebook.com», однако в связи с тем, что IP-адреса указанных пользователей находятся вне территории Кыргызской Республики, принятие в отношении них каких-либо мер не представляется возможным. В настоящее время ГКНБ КР продолжает проведение соответствующих мероприятий по установлению других 35 социальных пользователей веб-ресурса «Facebook.com», которые периодически размещают негативные публикации в отношении главы государства (письмо прилагается).

Согласно сведениям информационного агентства «Радио Азаттык», 11 пользователей социальной сети «Facebook» в Джалал-Абадской области пригласили в управление ГКНБ КР и дали строгие предупреждения за критические посты в адрес Президента страны Алмазбека Атамбаева. Об этом сообщает корреспондент «Азаттыка». Предупреждения сделаны четырем жителям Сузакского района, пяти жителям - Базар-Коргонского района, двум жителям – Аксыйского района (ссылка: http://rus.azattyk.org/a/28222926.html).

Хотелось бы отметить, что понятие «негативное высказывание» действующим законодательством не регламентировано и не определено. Кроме того, согласно законодательству КР опубликование негативной информации в отношении кого-либо не является преступлением или правонарушением. В данном случае следует четко различать понятия «негативная информация» и «информация, порочащая честь и достоинство человека», между которыми существует огромная разница. 

Конституция Кыргызской Республики гарантирует каждому свободу выражения своего мнения. Об этом гласит часть 2 и 3 статьи 31 Конституции КР: «В Кыргызской Республике каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него».

Кроме того, частью 1 статьи 33 Конституции КР установлено: «Каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом». В соответствии с частью 5 этой же статьи, «никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности».

Мы считаем, что ГКНБ КР не правомочно проводить вышеуказанные действия по пресечению свободных высказываний граждан Кыргызской Республики. То обстоятельство, что сотрудники ГКНБ КР вызвали нескольких граждан, дали им предупреждение за выражение ими своих мнений, а также продолжают соответствующие мероприятия по установлению других социальных пользователей, на наш взгляд, является показателем превышения сотрудниками ГКНБ КР своих должностных полномочий. 

Согласно части 1 статьи 16 этого же Закона, «Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право: Проводить в соответствии с законодательством Кыргызской Республики оперативно-розыскные мероприятий в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, расследование которых отнесено законодательством Кыргызской Республики к ведению органов национальной безопасности»

Таким образом в компетенцию ГКНБ КР не входит:
- отслеживание размещения позитивной или негативной информации в отношении Президента КР в СМИ или интернет ресурсах;
- установление личности граждан, распространяющих негативные высказывания в СМИ или интернет ресурсах;
- проведение в отношении граждан, чья личность установлена, каких-либо действий или мероприятий за размещение высказываний.

В Уголовном кодексе КР не предусмотрена ответственность за публикацию негативной информации в отношении Президента КР. Следовательно, у ГКНБ КР нет полномочий проводить проверки граждан высказывающих негативную информацию в социальных сетях. Вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями по обеспечению национальной безопасности, ГКНБ КР исполнил запрос депутата, что вызвало широкий общественный резонанс и крайне негативную реакцию граждан.

В статье 4 Закона КР «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики», установлены гарантии защиты чести и достоинства Президента КР. В соответствии с абзацем вторым указанной статьи, в случаях распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента Кыргызской Республики, Генеральный прокурор Кыргызской Республики обязан, если другие меры прокурорского реагирования не принесли необходимых результатов, обратиться в суд от имени Президента Кыргызской Республики за защитой его чести и достоинства. При этом Генеральный прокурор Кыргызской Республики признается законным представителем Президента Кыргызской Республики. 

Исходя из нормативного содержания вышеуказанной статьи только Генеральный прокурор КР полномочен заниматься защитой чести и достоинства Президента КР, но никак ни ГКНБ КР. Таким образом, нам непонятно почему ГКНБ КР взяло на себя функцию и полномочие Генеральной прокуратуры КР, нарушая при этом права и свободы граждан.

Необходимо также отметить, что только СУД может признать распространенные сведения, не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и репутацию того-или иного лица, в том числе и Президента КР. При этом установление сведений, порочащими честь и достоинство, в судебном процессе проводится только после проведения соответствующих видов экспертиз, в том числе и лингвистической. Предметом рассмотрения судебных органов может быть только факт распространения информации, не соответствующей действительности, опубликованной в СМИ, порочащей честь и достоинство, но никак не негативные высказывания или личное мнение, опубликованное в социальных сетях, которые не являются СМИ. 

В связи с вышеизложенным просим Вас:
1)    Провести проверку на основании каких полномочий сотрудники ГКНБ КР проводили вышеуказанные мероприятия по пресечению негативных высказываний в отношении Президента КР в социальных сетях;
2)    В случае выявления нарушений со стороны сотрудников ГКНБ КР, выразившихся в превышении должностных полномочий, привлечь соответствующих лиц к ответственности, предусмотренной законом;
3)    О результатах рассмотрения настоящего обращения сообщить в установленный законом срок.

Приложение: копия письма ГКНБ КР.


С уважением,
Директор                                                                                Ч. Джакупова 

Оригинал письма здесь  

Все новости