Общественный Фонд
«Правовая Клиника «Адилет»

0 31265-35-13

Краткий правовой анализ предлагаемых изменений в Конституцию КР

03.08.2016 Аналитика

КРАТКИЙ  ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
ПРЕДЛАГАЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ КР

    29 июля 2016 года на общественное обсуждение был выставлен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республике». Инициаторами законопроекта выступили 6 депутатов Жогорку Кенеша КР. Согласно справке-обоснованию, законопроект решает 4 блока проблем: 1. Высшие ценности и права человека; 2. Уточнение принципов взаимодействия ветвей государственной власти в целях повышения устойчивости исполнительной ветви власти; 3. Совершенствование конституционной реформы и реформы правоохранительных органов страны; 4. Устранение несоответствия текста действующей Конституции на государственном и официальном языках.  

    Ниже представлен краткий правовой анализ процедуры внесения указанного выше законопроекта, предлагаемых изменений и возможных последствий в случае их принятия:

    1. Нарушения процедур инициирования изменений в Конституцию КР

•    Нарушения Конституции КР, Закона КР «О введении в действие Конституции КР», Закона КР «О народной законодательной инициативе в Кыргызской Республике» в части существующего запрета на внесение изменений в Конституцию КР

Порядок внесения изменений в Конституцию КР регулируется ст.114 Конституции КР. Однако статьей 4 Закона КР «О введении в действие Конституции КР» от 27 июня 2010 года, введен мораторий на внесение изменений в Конституцию КР Жогорку Кенешем до 1 сентября 2020 года. Таким образом, по Конституции КР инициировать вопрос и принимать изменения в Конституцию КР может только народ Кыргызской Республики посредством проведения референдума. 

Инициировав законопроект, депутаты превысили свои полномочия и нарушили статью 4 Закона КР «О введении в действие Конституции КР» от 27 июня 2010 года, которая заблокировала возможность внесения изменений в Конституцию до 2020 года именно Жогорку Кенешем. Данный запрет имеет силу также и в отношении права внесения законодательной инициативы депутатами Жогорку Кенеша, так как внесение законодательной инициативы является неотделимой начальной стадией законодательного процесса. Таким образом по действующей Конституции КР, инициировать вопрос о внесении изменения в Конституцию КР может только народ Кыргызской Республики посредством проведения референдума. Однако, в 2011 году был принят Закон КР «О народной законодательной инициативе в Кыргызской Республике» № 212 от 16 ноября 2011 года, где частью 2 статьи 19 Закона установлено, что положение дающее право  внесения в порядке народной инициативы (не менее 300 тысячам избирателей) проекта закона о внесении изменений в Конституцию КР вступает в силу после 1 сентября 2020 года. 

Полный текст Анализа смотрите здесь 

Все новости