Общественный Фонд
«Правовая Клиника «Адилет»

0 31265-35-13

Обсуждая новый избирательный процесс

22.07.2014 Аналитика

4 июня Жогорку Кенеш КР начал рассматривать поправки в Закон о выборах президента Кыргызстана и депутатов парламента. Соответствующий законопроект представил автор законопроекта, лидер партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев. Хотя он подчеркнул, что над документом работали более 30 парламентариев. Под проектом подписались 32 депутата, тем не менее, все 120 парламентариев должны внести свои предложения и тщательно его обсудить. 
 
Итак, законопроект инициировали депутаты Жогорку Кенеша О.Текебаев («Ата-Мекен»),Ч.Турсунбеков (СДПК), Ф.Кулов («Ар-Намыс»), Н.Арипов («Республика»),Ч.Султанбекова («Республика»), К.Рыспаев («Ар-Намыс»), К.Туманов («Ар-Намыс»), К.Иманалиев («Ар-Намыс»), М.Тиленчиева («Ар-Намыс»), Т.Узакбаев(«Ар-Намыс»), И.Гусаров («Ар-Намыс»), А.Калматов («Ар-Намыс»), Э.Исаков («Ар-Намыс»), З.Бекбоев («Ар-Намыс»), К.Омурбеков («Ар-Намыс»), Т.Левина («Ар-Намыс»), К.Осмоналиев («Ар-Намыс»), А.Баатырбеков (гр. «Ынтымак»),Ш.Абдыкеримов (гр. «Ынтымак»), М.Абдылдаев («Ата-Журт»), Ж.Саматов («Ата-Журт»), М.Султанов («Ата-Журт»), А.Калмаматов («Ата-Журт»), Н.Айдаров («Ата-Журт»), З.Жоошбеков (СДПК), Т. Салимов (СДПК), Э.Сакебаев (СДПК), Г.Скрипкина(СДПК), Г.Жамгырчиева (СДПК), Э.Иманкожоева (СДПК), К.Орозова (СДПК),М.Мадеминов (СДПК), Т.Туманов (СДПК).
 
Представители практически всех партий в парламенте приняли в нем участие, что говорит о вполне консенсусном подходе к изменению будущего избирательного процесса и дает большие шансы на поддержку законопроекта. 

Хотя, уже сейчас есть и неоднозначная реакция на отдельные положения законопроекта. Прежде всего, это касается создания республиканского округа с разделением его на 8 регионов. И соответственно республиканского и регионального списка кандидатов. (Как известно, ранее это был единый список). В обосновании к проекту говорится, что региональный принцип был учтен как по просьбам избирателей на местах, так и лидерами политических партий, которые считают, что это укрепит их позиции в регионах. До сих пор партии в основном концентрировали власть в центральных аппаратах, региональные штабы использовались только во время выборов. Будет три первых кандидата от республики, а остальные идут от регионов. Это даст возможность избирателям на местах самим выбирать своих депутатов. 

Есть опасения в том, сколько  мест партиям придется на каждый регион? Может оказаться так, что не каждая партия, прошедшая в парламент будет иметь равное представительство. Сохранится ли принцип гендерного, этнического, возрастного  равенства? Такие вопросы возникают у эксперта проекта «Предупреждение и снижение уровня выборных конфликтов, создание благоприятных условий их разрешения» Анары Ниязовой.
  
Она считает, что в проекте заложены и конфликтные ситуации. Будут ли в новом парламенте региональные лидеры подчиняться партийным лидерам? При том, что Конституция не запрещает выход из фракции/партии и оставаться при этом депутатом. Как фракционным и партийным лидерам управлять этими процессами? Как обеспечить согласованность при принятии решений и стабильность, к которой стремится нынешняя власть? 

- Мы, по сути, получим мажоритарный парламент, где каждый депутат автономен и независим, и возможно будет руководствоваться региональными, а не национальными или партийными интересами, - говорит Анара Ниязова.

Во время обсуждения законопроекта «О выборах президента и депутатов ЖК КР» на заседании парламента Азамат Арапбаев заявил: «Политики хотят разделить нашу страну на север и юг». 
Нардеп поинтересовался у инициаторов законопроекта, не разделится ли республика после принятия документа еще на большее количество частей.

Омурбек Текебаев ответил, что опасаться этого не стоит. «Мы вводим и национальную квоту - для представительства наций, и квоту для женщин - в целях гендерного равенства. Деления на регионализм не будет», - заверил он.

У многих вызывает возмущение позиция лидера партии «Ата-Мекен» и по поводу возрастного ценза политических партий. Партии моложе одного года не могут баллотироваться на выборы в Жогорку Кенеш. Депутат Равшан Жээнбеков заметил, что это препятствует развитию политического плюрализма.

– Текебаев действует методом запрета,– говорит  политолог Акылбек Сейитов.– Достойна ли та или иная партия пройти в парламент, должны решать избиратели, а не депутат. Я отрицательно отношусь к подобной инициативе. Несмотря на то, что в стране много амбициозных политиков, каждый из которых создает свою партию, право на их существование должен определять только народ. Процесс отсеивания слабых или молодых должен происходить естественным путем, но не запретом.

Его коллега Темир Джумакадыров подошел к предложению депутата двояко.

– С одной стороны, в выборных процессах должны участвовать только зрелые партии,– рассуждает он.– Инициатива Текебаева оправданна в том смысле, что в стране регистрируется множество партий, не обладающих достаточным потенциалом. Но с другой стороны, необходимо создавать равные условия для всех политических игроков, в том числе и молодых. Среди них тоже нередко встречаются перспективные активисты. Указанный законопроект ограничивает их право на участие в политической жизни государства.

Анара Ниязова говорит, что 7-процентный барьер скорее всего и рассчитан на то, что пройдут только 3-5 партий. Это значит, что запущен процесс укрупнения партий и создания коалиционных блоков для минимизации конфигураций коалиций и, соответственно перетасовывания состава правительства.

С другой стороны, вошедшие в парламент партии не будут иметь собственных концепций, не будет внутрипартийной дисциплины. Получается, что задача каждой партии теперь  рекрутировать кандидатов в региональный список в каждой области, а не работать над собственными программами и идеологическими платформами.

Обсуждение законопроекта продолжится осенью.

Все новости